Лего для взрослых
Беларусь предложила еще один оригинальный турпродукт - экскурсии на заводы. Причем можно не просто походить-послушать, полюбоваться выставкой, но и… своими руками собрать трактор!
ЗА КАЧЕСТВО ОТВЕЧАЕМ
В начале июля на Минском тракторном заводе (МТЗ) первая группа гостей из разных стран, в том числе США и Швейцарии, приняла непосредственное участие в сборке сельхозтехники.
Калифорниец Хайнц Хаймбургер интересуется всем, что хоть как-то связано с автомобилями. Неспроста в его экскурсионной программе по Беларуси посещение машиностроительных гигантов - пункт обязательный.
Первым делом он съездил в Жодино. «БелАЗы» произвели неизгладимое впечатление. Едва перевел дух и отправился на новый «туристический объект». Причем интерактивный. Вот по конвейеру один за другим передвигаются трактора, из той самой классической линейки. К сборке одного из них и предстоит приложить руку Хайнцу. Конечно, под чутким руководством штатных работников цеха. Туристы устанавливают рулевое управление.
- Подобное у нас в стране практикуется впервые, - довольны собственной задумкой на МТЗ. - Право поработать на конвейере раньше давали разве что в автоконцернах США. У нас такая экскурсия доступна всем. Заранее только надо записаться. Каждому выдаем «карту сборки» трактора, где пошагово расписана инструкция. В итоге гость получит сертификат с указанием серийного номера «его» трактора и страны, куда уедет работать «железный конь».
За качество сборки заказчик пусть не переживает: вся продукция в любом случае будет проверена отделом качества.
Интересуюсь у Хайнца:
- Что было сложнее всего?
- Забраться в кабину, чтобы установить руль. Она тесноватая для человека моей крупной комплекции.
ДАНЬ МОДЕ?
Всезнающий Google на запрос «истоки промышленного туризма» отсылает нас аж к середине XIX века. Идея показать собственную «кухню» впервые пришла в голову основателям американского алкогольного завода Jack Daniel's. Идею подхватили.
В Беларуси промышленные производства только-только начали приоткрывать свои цеха. Экскурсии на МТЗ начались полгода назад - правда, сначала к конвейеру близко не подпускали. Ведут статистику: завод уже посетили больше полутора тысяч человек из 28 стран мира, даже из Австралии!
Такое гостеприимство - не дань моде. Здесь понимают, что современному предприятию нужно для имиджа:
- Наш завод до сих пор многими в мире воспринимается как советское наследие. Хотя для некоторых стран - Кубы, Венесуэлы или Никарагуа - такая слава своего рода «знак качества». Типа штампа «проверено временем». Но мы не только чтим традиции, но и следуем мировым тенденциям. А как иначе донести до потенциальных покупателей собственную политику открытости? Коммерческих секретов хватает - о них умолчим. Но нам есть чем удивить окружающих. Новыми технологиями в том числе.
Как-то с экскурсией на завод приехали гости из Эстонии - представители местного самоуправления. Походили, посмотрели, впечатлились. Оформится ли данный визит в конкретный контракт на покупку техники для коммунальных нужд (ею интересовались иностранцы) - не факт. Однако эстонцы признали, что увидели в Минске отличную альтернативу западной продукции. Для соседей было удивительно, что на МТЗ, который до сих пор ассоциировался с советской классикой, трактором Belarus-82, - теперь собирают широкую линейку техники. Каждый десятый трактор
в мире - из Минска.
БОН АППЕТИ
Провалетто со вкусом лета
Говорят, нельзя смотреть, из чего состоит колбаса. Так вот, к белорусским продуктам питания это не относится. Предприятия пищепрома зовут к себе на экскурсии.
Можно поехать в Туров - посмотреть, как делают рикотту, маскарпоне и провалетто по-белорусски. В Гродно открыты двери предприятия «Молочный мир». В Минске ждут в гости хлебозаводы, кондитерские фабрики, пивные заводы. «Крыница» радует кинематографичной картиной конвейера розлива по бутылкам и дегустацией, «Аливария» предлагает маршрут по цехам с полуторавековой историей и тематические туры, которые помогут вам стать экспертами по напитку: «Курс пивоварения», «Гид по ароматам». А дегустация восьми видов пенного закрепит теорию.
БелАЗ на разное горазд
Производителям самых больших в мире карьерных самосвалов заниматься промышленным туризмом «доктор прописал». Как только разрешили экскурсии по цехам БелАЗа - гости в очередь выстроились.
Чтобы раскрутить тему, вначале использовали информационные поводы: три года назад, например, пригласили в кабину 280-тонника знаменитых циркачей - братьев Запашных. Потом под оханья поклонниц заслуженному артисту России Стасу Михайлову дали порулить 130-тонным карьерным самосвалом.
Удачно вплелась белазовская тематика и в канву народных праздников. Теперь детские экскурсионные группы приходят на встречу с белазовским Дедом Морозом. А 14 февраля, в День всех влюбленных, самым популярным подарком у жодинской молодежи стал подарочный сертификат на «покатушки» на гиганте.
НА ЗАМЕТКУ
В поисках изумрудов и бериллов
В России даже хотят создать отдельную карту промышленного туризма, на которой отметят самые интересные туры по шахтам, заводам и цехам. Пока проект генерируется в кулуарах Ростуризма, предприятия вовсю зазывают туристов.
Фабрики мороженого и сладостей, молокозаводы и прочие предприятия пищепрома туристическую тропинку проложили к себе давно - встречают студентов, школьные группы и индивидуальных любопытствующих.
Для любителей приключений есть тур по месторождениям изумрудов и золота. Залежи находятся в поселке Малышева - в 90 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга. Туристов познакомят с процессом добычи драгоценных камней и, главное, самим разрешат попытать удачу. Считается, что на отвалах с уже отработанной рудой все равно можно найти драгоценные камни. Правда, согласно закону, их придется сдать государству. Утешением послужат бериллы - эти самоцветы можно уносить с собой, да и попадаются они гораздо чаще.