Не просто усадьба - судьба!
«Усадьбу Ганка» в тридцати километрах от Минска несколько лет подряд занимает первое место в республиканском конкурсе среди сельских туристических хозяйств в номинации «Гостеприимство»
Хозяин Анатолий Гонец - человек любопытной судьбы. Американцы про таких говорят - селф мейд мэн. Сделал себя сам. Дирижер военного оркестра, капитан, потом - бизнесмен. Глава фармацевтической фирмы. И вдруг бросил все, уехал из Минска жить в деревню. «Надоело в городе. Устал», – признается он. Купил с женой заколоченный дом и… развернулся на широкую ногу. Человек творческий, он подошел к делу креативно, со столичным размахом.
- Несколько лет назад я был в Израиле, в кибуце, посмотрел, как там все устроено, и подумал: «Почему бы кое-что из их опыта не внедрить у нас?» - рассказывает Гонец корреспонденту «СВ». - Увлек своей идеей хозяев других агроусадеб. И общими усилиями создали аграрно-туристический кластер. Каждая из усадеб по-своему уникальна. Никто не повторяется. Один фермер выращивает экологически чистые овощи – картошку, свеклу, морковь. Мы ему сразу сказали: будем брать у тебя продукцию не по рублю за кило, как на рынке, а по шестьдесят копеек, но – всю. Выгодно и нам, и ему - не надо гнать фуру на базар, не продашь - сгниет половина. Другой - сыр делает по голландской технологии, пальчики оближешь. У третьего своя пасека.
У себя же, в «Ганке», Анатолий выпекает хлеб по старинным рецептам в дровяных печах. Никакой конкуренции между агроусадьбами, наоборот, взаимная выгода. Если у кого-то не найдется места для гостей, то хозяин обязательно подскажет, где остановиться. Люди, приехавшие на неделю, остаются на две, а то и на три. Поживут на одной уcадьбе, потом на другой, на третьей. Договорились даже с санаторием по соседству, чтобы туристы могли ходить на оздоровительные процедуры.
- У вас все места забронированы уже по октябрь. Раскройте секрет?
- Это же элементарно, как говорил Шерлок Холмс. Пахать надо с утра до вечера, душу вкладывать, придумывать что-то. Сегодня уже мало просто сдать жилье внаем, предложить попить пивка и в баньке попариться, надо искать свою фишку. Чуйка нужна. Чутье, что люди хотят. Одна из наших изюминок -творческие вечера с обрядовыми песнями, танцами, батлейкой, сами режем куклы, сочиняем сценарии. Можно провести крещение или свадьбу в старинных белорусских традициях. Не просто сесть гурьбой за стол, выпить водки и покричать «горько», а прикоснуться к обычаям предков и сделать этот день по-настоящему незабываемым. И не тащите вы с собою ящики спиртного, говорю гостям, без водки не соскучитесь. Не верят. А потом подходят: «Вау! Правда, здорово было». Рассказывают друзьям. Друзья - приезжают. Потом – друзья друзей. И не зарастает тропка. Причем, мы все делаем сами – семейными силами. Только свои. Принципиально не хочу нанимать чужаков. Разок обжегся - хватит.
- У вас и пруд тут есть?
- Заросший был – ужас. Сами его чистили в аквалангах. Во время войны здесь бои шли жестокие. Достали со дна несколько пробитых касок, снарядные гильзы, канистры немецкие, колбы от противогазов. Запустили белого амура, толстолобика, карпа, карася. Клюет, как в кастрюле. Пять минут - подсекай. Гости ловят с удовольствием. Запекаем, подаем им на ужин. У нас много спортивных программ. Мой зять – Алексей Лелин – в прошлом прыгун в высоту, выступал за Беларусь на Олимпийских Играх в Сиднее в 2000 году. Весь спорт на нем. Креативит Леша будь здоров, гости в восторге. Особенно – любители экстрима. Оборудовали целый веревочный городок. Тросы между деревьями натянули, другие интересные препятствия придумали. Самое высокое в 11 метрах над землей. Смотришь вниз - дух захватывает. Пройти все трассу можно где-то час, четыре раза пролетев попутно над прудом на разной высоте. Люди приезжают целыми командами - полазить, себя испытать. Выброс адреналина, потрясающий. Инструктируем, конечно, снаряжение выдаем. Это - обязательно. Местные жители, что надо мной посмеивались, теперь с удовольствием сами участвуют в жизни усадьбы. Устраивают конные прогулки для наших гостей. Хотя поначалу считали зазорным возить каких-то «городских бездельников». Но потом поняли, что это неплохой дополнительный заработок, так чего кочевряжиться.