Пять причин поехать в Сморгонь
В Сморгони знавали столько известных исторических личностей, как будто это не скромный райцентр Беларуси, а какой-нибудь Париж
1. ПОБЫВАТЬ В СЕВЕРНЫХ АФИНАХ ОГИНСКОГО
Здания, где квартировали Петр Первый, Кутузов и Наполеон, не сохранились. Зато выстояло имение Михаила Клеофаса Огинского, автора знаменитого полонеза «Прощание с родиной». «Залесье», в котором он прожил двадцать лет, гости называли Северными Афинами. К 250-летию великого земляка поместье отреставрировали, оно обрело прежнее великолепие.
Чтобы понять национальный характер, приезжайте в Кушляны. В усадьбу одного из основоположников белорусской литературы Францишка Богушевича. В доме автора бессмертной «Дудкі беларускай» находится литературно-мемориальный музей.
2. ВЫВЕДАТЬ СЕКРЕТЫ МЕДВЕЖЬЕЙ АКАДЕМИИ
Как на ярмарке без скоморохов и медведей! Но кто и где учил косолапых плясать «Барыню»? «Медвежья академия» появилась в Сморгони больше трех столетий назад. В начале XVII века в городе была даже улица Медведская. Руководил академией для косолапых барон литовских цыган Ян Мартинкевич.
Дрессировали одновременно до десяти косолапых и несколько обезьян. Зверинец размещался на территории современной районной больницы. Мишку загоняли в клетку с медным дном, под которой разводили огонь. Металл нагревался, зверь переминался с ноги на ногу, учитель начинал играть на дудке или бить в бубен. Косолапые «уроки» усваивали быстро…
«Академия» была так знаменита, что медведь стал символом города и «поселился» на гербе. Недавно появился памятник пляшущему мишке и скомороху с бубном. Это любимое место для селфи.
Памятник косолапым артистам открыли к 510-летию юбилею города. Фото: holiday.by
3. ПРИКОСНУТЬСЯ К СЕДОЙ «даўнінЕ»*
По дороге в Сморгонь мимо Крево не проедете. Местечко рядом с райцентром знаменито руинами замка времен Великого княжества Литовского - первой каменной крепостью на белорусских землях. В подвалах Королевской башни разыгрались события, вписанные в мировую историю: по приказу Великого князя Ягайло задушен главный претендент на княжеский престол - его родной дядя князь Кейстут. Здесь в Кревском замке Ягайло подписал известную унию по объединению ВКЛ и Польши в противостоянии крестоносцев.
Думаете, что бежавший сто лет назад из Зимнего дворца в женском платье Керенский оригинален? Одним из первых этот трюк выполнил сын Кейстута - будущий Великий князь Витовт. Из кревского плена он бежал в платье служанки жены.
В Крево от преследований Ивана Грозного спасался полководец Андрей Курбский. И написал свои знаменитые письма московскому самодержцу.
Свои призраки тоже есть. Ночью то и дело видят даму с собачкой. Несчастная отвергла притязания Ягайло, и он приказал замуровать ее живой в стену. Красотка никогда не расставалась со своим псом, он разделил страшную участь хозяйки. Несколько дней вся округа слушала стоны и вой.
* Старине (бел.).
4. УЗНАТЬ, ГДЕ ВОЕВАЛИ ЗОЩЕНКО И КАТАЕВ
В Первую мировую линия русско-германского фронта проходила через город. Здесь немцы применили первую газовую атаку против русской армии. Тогда сильно пострадал штабс-капитан 16-го Мингрельского гренадерского полка, «Гренадер печального образа» Михаил Зощенко. К 100-летию Первой мировой на средства союзного бюджета построили мемориал в память о героях и жертвах войны.
О Марии Бочкаревой недавно снят художественный фильм. Женские батальоны смерти, сформированные в России в 1917-м, участвовали в боевых действиях лишь однажды - как раз под Крево. Еще здесь воевали: писатель Валентин Катаев, будущие маршалы Борис Шапошников и Роман Малиновский. В военном госпитале за ранеными ухаживала дочь Льва Толстого - Александра.
За три года боев Сморгонь превратилась в пустыню с кирпичными барханами. В газетах ее называли «мертвым городом». Вокруг сохранились десятки бетонных дотов и дзотов. Любители военных фортеций приезжают посмотреть на них со всего мира.
5. СЪЕСТЬ НАСТОЯЩИЕ БАРАНКИ
Считается, что именно здесь и появились первые баранки. Уже позже их стали посыпать сахаром, добавлять мед и мак. Поначалу замешивали крутое тесто из муки и воды. Варили не кругляши, а полоски в кипящей воде, которые потом сушили. Сморгонские баранки конкурировали даже с московскими - их продавали в Петербурге, Варшаве и даже в Париже.
Сморгонская баранка - отличный подарок. Незаменимое угощение к краснодарскому чаю из тульского самовара.
В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ
На машине от Москвы до Сморгони - 810 км, десять часов пути. От Минска - 100 км, ехать около двух часов.
Можно добраться на поезде «Москва - Вильнюс». Билет - от трех тысяч рублей.
Из Минска каждый час идут маршрутки - билет по 185 рублей.
Гостиница - от 1,7 тысячи рублей за сутки.