Рыцари, викинги и наполеоновские солдаты сразились в центре Минска
В столице Беларуси прошел фестиваль исторической реконструкции «Рыцарство во все времена», приуроченный к первому упоминанию города в летописи. Увидеть героев в костюмах и доспехах, а также поучаствовать в боях теперь можно будет каждые выходные
ГОВОРИМ О ВОЙНЕ – РАССУЖДАЕМ О МИРЕ
3 марта на площади Свободы в центре белорусской столицы прошел фестиваль исторической реконструкции «Рыцарство во все времена». В этом году Минск отмечает свое 950-летие, и событие было приурочено к юбилею первого упоминания города в письменных источниках.
Так, 3 марта 1067 года произошло скорбное событие — битва на Немиге, когда местное население было почти полностью уничтожено.
- И все же это повод почтить память наших предков, которые 950 лет назад жили здесь, строили и созидали. Мы с вами, потомки, сегодня продолжаем начатое много веков назад, — сказал один из организаторов, депутат Палаты Представителей, член Постоянной комиссии по международным делам Михаил Милованов. Он тоже облачился по такому случаю в костюм витязя минской дружины XII — начала XIII века и принял участие в реконструкции. По словам Милованова, идеалы тех времен — любовь к родине, к ближнему, солидарность, единение — близки и понятны современным жителям Беларуси.
Возле Минской городской ратуши развернулось яркое костюмированное действо: зрители могли увидеть представителей различных эпох — от XI до XIX веков. Причем в действии: реконструкторы наглядно показали бои разных эпох – сражения викингов, белорусской шляхты и воинов времен Наполеона. Ведущий шутил, рассказывал про «стракатую» минскую шляхту и активно вовлекал публику в шоу. Был даже организован настоящий музей под открытым небом, причем любой «экспонат» - человека в рыцарском костюме - можно было трогать и фотографировать.
Зрителей, правда, было не так много, как хотелось бы, ведь действо проходило в рабочее время в пятницу.
- Если мы празднуем дату 3 марта, то нужно четко следовать истории, — пояснил мэр Минска Андрей Шорец выбор даты и времени проведения фестиваля. Кто не увидел – не расстраивайтесь. Градоначальник пообещал, что со следующей же недели похожие исторические фестивали будут проходить в Верхнем городе чуть ли не каждые выходные.
Реконструкторы выглядели очень аутентично. Фото: БЕЛТА
А самая масштабная историческая реконструкция развернется в период празднования Дня города Минска, 9-10 сентября. Тогда же будет проходить масштабный фестиваль истории и культуры «Мінск cтаражытны» (Минск древний). Организаторы уже приоткрыли тайну: гвоздем программы станет зрелищный конный рыцарский турнир! Желание принять участие уже выразили более 50 человек из разных стран, включая Россию, Италию, Францию.
- Есть дипломатия в привычном понимании, на высоком уровне, а мы демонстрируем дипломатию народную. Да, мы говорим о войне — рыцари, сражения, но при этом рассуждаем о мире. На нашей белорусской земле войны возможны, но только на рыцарских ристалищах. И никак иначе, — подчеркнул Милованов.
ПО КОНЯМ!
В честь 950-летия со дня первого упоминания столицы в летописи было приурочено открытие новой экспозиции Музея истории города Минска. Она посвящена конной железной дороге – «конке», как называли ее жители. Она просуществовала в столице без малого полвека – до 1928 года. На основе «конки» впоследствии была создана трамвайная сеть.
Именно так выглядели пассажирские вагоны конки. Фото: БЕЛТА
Посмотреть новую экспозицию можно на территории бывшего монастыря бернардинцев в памятнике архитектуры начала XX века (адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 6). Один из самых популярных экспонатов - реконструкция конного вагона в масштабе 1:1. Любой желающий может в него зайти, купить билет у кондуктора и совершить виртуальное путешествие по Соборной площади (сейчас это площадь Свободы) тех времен. А с помощью электронной карты можно проследить маршруты движения конки до 1928 года.
КСТАТИ
Конка – предшественник трамвая
Конно-железная городская дорога как вид городского общественного транспорта появился в начале XIX века. В 1820 году мещанин Иван Эльманов спроектировал конно-рельсовую дорогу, которую назвали Дорога на столбах. В России рельсы для конки использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях. Модификацию для загородных колейных дорог предложил русский изобретатель И. Н. Ливчак. Первые в мире городские конки появились в США (в Балтиморе - 1828 год, Нью-Йорке - 1832 год), а в Европе первую конку получил Ческе-Будеёвице — Линц. После того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрел рельсы с желобом, популярность конки стала повсеместной.
Конка в Москве. 1900 год. Фото: wikipedia.org
В России первая конка появилась в окрестностях Санкт-Петербурга в 1854 году, а в 1860-м инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах самого города. Сначала она использовалась для грузоперевозок, а с 1863-го – для пассажирских. В Москве конка появилась в 1872, в Казани – в 1875, Саратове - 1887, Минске – 1892. Оборудовали подобные дороги также в Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Кенигсберге, Риге и других городах. По данным за 1890 год, протяженность конных железных дорог в Российской Империи достигала 600 км. Использовались конки по назначению много десятилетий – в Москве, например, до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917-го.