Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Туризм


Делу - время, потехе - час

Россия становится заметным игроком на рынке делового туризма. Практически все региональные центры уже обзавелись современными гостиницами и конгресс-центрами

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

ЗОЛОТОЕ ДНО

Наиболее емко специфику бизнес-туризма передает аббревиатура MICE. Meetings - встречи, Incentives - поощрительные поездки, Conferences - конференции, Exhibitions - выставки. К 2025 году глобальный рынок MICE будет оцениваться в 1,67 триллиона долларов.

По данным Международной ассоциации делового туризма, пока 89 процентов всех расходов на деловые поездки приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, Западную Европу и Северную Америку. Но часть этого рынка вполне может достаться нам. Ассоциация прогнозирует, что к 2020 году объем деловых поездок в РФ приблизится к 20 миллиардам долларов. И рост неплохой - более пяти процентов в год.

Бизнес-туризм приносит хороший доход, ведь во время командировок люди тратят больше денег, чем в обычной жизни. Например, в Абу-Даби (ОАЭ) большинство отелей имеет уклон на работу с такими клиентами. Не полагаться же только на нефть?

Что нужно России, чтобы сравняться с Эмиратами? По мнению экспертов, сработает только комплексный подход.

Во-первых, визы. Деловым людям их нужно выдавать без проволочек. Во-вторых, инфраструктура и сервис. Начиная с аэропортов и заканчивая завтраком в гостинице. При этом важно развивать средний сегмент, а то у нас либо дешевые койки, либо роскошные люксы. В-третьих, пора наконец выучить хотя бы английский язык - это относится и к персоналу, и к табличкам в музеях. В-четвертых, нужны интересные досуговые решения.

ИЩЕМ ИЗЮМИНКИ

Профессионалы знают: с выездным мероприятием ничто не сравнится. Очень важно перемещать людей «в другую реальность». Она может быть не только за границей, но и в соседнем регионе.

- Сейчас среди организаторов мероприятий востребованы Сочи, Байкал, Алтай, Камчатка, Кавказ, - рассказывает директор по работе с партнерами Ассоциации бизнес-туризма РФ Ирина Михалькова. - Но, по отзывам агентств, которые уже возили группы на Камчатку, в регионе нет оператора, который бы выполнял полный спектр услуг. Мероприятие приходится складывать из кусочков. В то же время многие регионы пытаются понять, в чем их уникальность. Возьмем Свердловскую область: здесь нет пляжа, но есть леса. В Нижнем Тагиле, к примеру, на полигоне, где проводят выставку вооружений, проходило мероприятие по запуску нового внедорожника «Нива». Его сравнили с танком - и площадка была идеальная. Или Калининград - замечательный, яркий, с европейским уклоном город. В каждом регионе есть изюминка.
Некоторые гостиницы полностью перестраивают свою работу под бизнес-туризм. Например, отель «Евразия» в Тюмени.

- Пиковые сезоны - это осень и весна, - рассказывает учредитель «Евразии» Светлана Раца. - В последнее время сильно изменились требования к залам заседаний. Востребованы видеоконференции. Часто нужен синхронный перевод. Гости стали тяготеть к здоровому образу жизни - пользуются SPA-комплексом, фитнес-услугами. Людям уже недостаточно просто отсидеться в номере после трудового дня - и мы разработали релаксационные программы. Все это требует затрат, но они окупаются.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА


К замку - на «БелАЗе»

В Беларуси есть все условия для делового туризма - выгодное географическое расположение, экономический потенциал, богатое историко-культурное наследие и живописные ландшафты.

- Деловой туризм - это совмещение приятного с полезным, и где умеют предлагать это лучше других, там доходы довольно значительные, - отмечает белорусский экономист Леонид Заико. - Нашим турфирмам следует предлагать посетить не только замки в Несвиже и Мире, Брестскую крепость, а еще и что-то неожиданное. Скажем, поуправлять в Жодине многотонным «БелАЗом». Где еще такое возможно? Да и наша природа - сама по себе оригинальное явление: в центре Европы такие красивые и нетронутые человеком места.

Руководитель центра «Маркетинговые системы» (РБ) Анатолий Акантинов уверен, что бизнес-туризм в республике имеет большие перспективы:

- Прошедший у нас недавно чемпионат мира по хоккею дал толчок развитию отельного бизнеса. Если бы не он, мы бы еще лет пятнадцать ждали появления новых сетей отелей. Но только современными гостиницами никого не удивишь. От нас ждут новых продуктов, сервиса, продвижения. Самое сложное - объединить усилия участников рынка и государства. Процесс пошел, надеюсь, все стороны договорятся.

Гендиректор туристической компании «Солвекс» (РБ) Оксана Бичун напоминает, что основным рынком покупателей бизнес-туров является Россия, но парадокс в том, что сосед мало знает о возможностях республики в этой сфере:

- От белорусских компаний ждут продуктов MICE. Тем более что база для этого есть - появилось множество современных отелей, способных принимать большие конференции. Хотя сегодня все-таки у нас не хватает еще легко трансформирующихся конгресс-залов на несколько тысяч мест. Нужно выстраивать привлекательную ценовую политику и предлагать услуги комплексно.

Эксперты сходятся во мнении, что бизнес-туризм для Беларуси - золотое дно. В республике нет моря, довольно долго длятся холода. Однако проводить яркие деловые конференции, перемежающиеся интересными экскурсиями, это никак не мешает.

МЕСТА НАДО ЗНАТЬ!


«Алмаз» для форумов

Одним из самых интересных мест для проведения бизнес-конференций в Минске стала Национальная библиотека.

Аналогов ей нет в Европе. Из-за оригинальной архитектуры в народе ее называют «алмазом». Библиотека оборудована по последнему слову техники. На 25 этажах разместилось 20 читальных залов. В здании есть ресторан, интернет-центр, международный пресс-центр, Овальный зал, конференц-зал на 450 мест. Здесь проходили заседания делегаций высокого уровня и многочисленные выставки. Кроме того, тут есть смотровая площадка на высоте 72 метров, с которой Минск виден как на ладони.

ЕСТЬ ВОПРОС


Чем отличается бизнес-турист от обычного?

Андрей Михайлец, коммерческий директор московской гостиницы «Аструс» (Центральный дом туриста):


- Разница есть. Бизнес-туристу нужны определенные условия - ведь это человек, который приехал работать. Его быт должен быть полностью устроен. За ночное время такому гостю нужно постирать и погладить белье, доставить одежду в номер. Его должны вовремя разбудить и накормить плотным завтраком - подчас очень рано утром, в соответствии с графиком встреч. Нужно организовать трансфер, а вечером - дать возможность принять гостей за ужином в комфортной обстановке.