Что может быть лучше России?
Белорусский журналист Максим Осипов рассказывает о своих путешествиях по российским городам - на поездах, самолетах, автомобиле и велосипеде
Что может быть лучше России,
Когда на сентябрьском ветру
В малиновой краске осинник
Роняет листву поутру…
Именно эта песня из великолепного советского фильма «Не ходите, девки, замуж», постоянно мысленно сопровождает меня во время поездок по России. А таковых за последние 15 лет набралось немало. Причем журналистские командировки – лишь малая часть. В основном, ездил сам, для души. На поездах, самолетах, автомобиле и велосипеде. Накатал немало: – от Санкт-Петербурга и Пскова до Владивостока и Находки, от Мурманска до Волгограда. Исколесил все Подмосковье, увидел три океана, Урал и Сибирь, опускал немеющую руку в легендарный студеный Байкал.
ОЧАРОВАНИЕ ДВУХ СТОЛИЦ
В столице бывал раз сорок, не меньше. И всегда открывал ее с какой-то новой стороны. Москва – неисчерпаемый океан впечатлений. Из недавних открытий – такой необычный вид экскурсий, как фотоутренники. Любители путешествий и фотографии – обычные горожане, гости столицы, блогеры, профессиональные фотографы и другие увлеченные люди – собираются в условленном месте и в сопровождении опытного экскурсовода проходят какому-либо маршруту. Например, по старинным улицам. Или в течение всего дня – вдоль московской реки Яуза, от места ее впадения в Москву-реку у высотки на Котельнической набережной до пересечения с МКАД. Фотоутреник – это и серия экскурсий, и посиделки в кафе, и привалы. В итоге участники расходятся уставшими, но безмерно довольными увиденным и услышанным.
Личное знакомство с одним из известных москвоведов – историком, лингвистом и блогером Александром Усольцевым – позволило пару лет назад побывать на другой нетривиальной (ночной!) экскурсии по булгаковским местам Москвы. С посиделками у Патриарших, поисками «скамьи Берлиоза и Бездомного», обзором «нехорошей квартиры» на Садовом и, конечно, посещением музея Михаила Булгакова. Там – совершенно логично – помимо множества уникальных экспонатов той эпохи был и весьма здоровенный черный котяра – живое воплощение Бегемота.
Не менее самобытные городские экскурсии предлагают и в Санкт-Петербурге. От теплых душевных посиделок в исторических пышечных до откровенно балансирующих на грани закона и опасности вылазок. Например, на питерские крыши. Организаторы уверяют, что подобное совершенно безопасно, так как водят «руферов» по проверенным местам. А еще есть, например, экскурсия в подъезд, где проживала зарубленная Раскольниковым старуха-процентщица. Правда, этот вид туризма вызывает естественное раздражение жильцов и коммунальных служб, вынужденных постоянно закрашивать на стенах парадного надписи вроде «Спасибо, Родя, что сэкономил государству целую пенсию!»
Удивительно, но именно «туристом» в России мне ощутить себя не довелось ни разу. Я тут как дома! До сих пор помню, как в конце 1990-х в очередной раз посещал Кремль. В кассах вывешен длинный прейскурант – полная стоимость билета, скидки для студентов, школьников, пенсионеров. Для иностранцев цена в те годы раз в пять превышала стоимость квитков для россиян. Вздохнув, я попросил «интуристовский» билет. «А вы откуда?» – удивилась кассир. И, услышав, что я из Минска, засмеялась: «Так вы же свой!» – и выписала внутрироссийский.
ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ КАРЛСОНОМ
Благодаря интернету путешествовать по России самостоятельно стало очень просто. Выезжаешь в любой неизведанный край – а знаешь уже его до мелочей. Ту правда есть опасность – субъективизм некоторых пользователей, а то и откровенный коммерческий экстремизм. Бывает, яростно заклейменная на сайтах отзывов гостиница на поверку оказывается уютным пристанищем. А позиционирующий себя как премиум-класс отель - обшарпанной «панелькой» с продавленными кроватями.
В глубинке встречаются порой настоящие «жемчужины». Помните характерные для многих советских дворов строения барачного вида, первый этаж которых занимали гаражи? В городе-герое Туле одну из таких построек превратили в настоящий бутик-отель! Вместо прежних гаражей – комфортабельные номера со всеми удобствами.
Другая «фишка» в Коломне – древнем подмосковном городе, сразу за которым Москва-река вливается в Оку. Однажды я остановился там в плавучей гостинице. За окном то и дело проплывают баржи и буксиры, можно даже понаблюдать за необычным разводным мостом, который отъезжает в сторону, как калитка. А в случае наводнения (они случаются) отельчик просто поднимается вместе с уровнем воды, в то время как репутация остальных гостиниц будет изрядно подмочена.
Во Владивостоке я внезапно почувствовал себя Карлсоном, потому что в гостиницу, вытянувшуюся вдоль Амурского залива, надо входить… через крышу. Вестибюль и рецепция у этого «перевернутого с ног на голову» отеля находятся на верхнем этаже. Причина проста: одной стеной он примыкает к отвесной скале, наверху которой и есть главный вход, большая стоянка.
«ЛАЙФХАКИ» НА ДОРОЖКУ
Стараюсь путешествовать исключительно самостоятельно – без турфирм и прочего сопровождения, – я невольно выработал алгоритм, позволяющий максимально насладиться эффектом новых мест. Поскольку большинство поездок по России начинается из столицы, а значит первый элемент пути – трансфер Минск–Москва. Так вот в Белокаменную стараюсь ездить поездами российского формирования, а обратно в Минск – белорусского. Это позволяет уже в дороге настроиться на нужный лад.
Удивительно, хотя я много где уже побывал, меня снова и снова тянет в Россию… Туристический потенциал ее столь же огромен, как и территория. Меня очень радует тот факт, что Беларусь уже не первый год выступает лидером по зарубежным поездкам россиян. Нам тоже есть, чем влюбить в себя путешественников.