Пять причин поехать в Поставы
Небольшой город на западе Витебщины очень смахивает на любой словенский или польский городок. Неудивительно: центральная площадь Постав в конце XVIII века была застроена по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко
1. Погулять по английскому парку Тизенгаузов
В летописях Поставы впервые упоминаются в 1409 году. Тогда это была рядовая, одна из многочисленных крепостей Великого княжества Литовского. В 1770 - 1780 годах роль города меняется: гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в Поставах суконную, полотняную, оружейную, чулочную и каретную мануфактуры.
Центральная площадь благодаря итальянскому архитектору стала в наших краях первым каменным архитектурным ансамблем, выполненным в одном стиле.
До наших дней сохранилось родовое гнездо Тизенгаузов. Это дворец, построенный по всем канонам классицизма. П-образную планировку, сдержанность в декоре, строгость и простоту форм видно даже при многочисленных современных переделках усадьбы. Как и при Тизенгаузе, территорию дворца украшают скульптуры из белого мрамора работы итальянских мастеров. Сохранился старинный парк с искусственными прудами и аллеями из вековых лип. Когда-то его разбивали по всем законам европейского паркового искусства.
Сегодня, когда гуляешь по тихим, почти деревенским улочкам, трудно поверить, что когда-то Поставы были научным и культурным центром Виленского края. Со своими школами, театром, картинной галереей с полотнами и гравюрами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рубенса, Брейгеля и Дюрера. А еще Константин Тизенгауз создал орнитологический музей, в котором было три тысячи чучел диковинных птиц. Но представить - можно!
2. Стать европейским мельником
Пожары, время и стихийные бедствия к местной мельнице были немилосердны. После утраты «млын» отстраивали на том же месте. Последний раз - два века назад. Каменная мельница была оборудована по последнему слову техники того времени. Сейчас это уже памятник промышленной архитектуры и место дислокации дома ремесел «Стары млын».
Здесь можно научиться обжигать горшки и плести лапти - или посмотреть, как это делают профи. А также в «Млыне» продают всякие сувениры с местным колоритом.
Если усадьба Тизенгаузов - это классицизм, то центральная площадь Постав порадует чистым виленским барокко с витиеватыми фронтонами крыш, башенками и мансардами.
3. Попросить заступничества у святых
43-метровый шпиль, венчающий местный костел из красного кирпича, виден из каждого уголка города. Костел в стиле неоготики построен в 1904 году по проекту архитектора Гойбеля и назван в честь святого Антония Падуанского - францисканского проповедника-чудотворца, покровителя бедных и путешествующих. Яркие витражи, затейливые люстры и уникальные росписи привлекают сюда не только верующих горожан, но и многочисленных туристов: здесь хорошо думается о великом и вечном.
Как и в любом другом белорусском городе, в пару к католическому храму на центральной площади стоит православный. Белоснежный Свято-Николаевский собор в неорусском стиле с традиционными куполами-луковичками появился на берегу реки Мяделки в 1894 году. Святому Николаю молятся о чуде. А разве хорошая поездка по таким местам, как Поставы, не чудеса?!
4. Подивиться на местный Париж
В 45 километрах от Постав стоит Париж. Свой, родной, белорусский. Откуда такое название у деревни? По одной из версий, Наполеон, проезжая мимо здешних мест в 1812 году, воскликнул: «Здесь красиво, как в парках Парижа!» Но правда, скорее всего, более прозаична. Говорят, так назвал деревню ее владелец, местный помещик - из барской прихоти. Но слово из песни не выкинешь. Парижане происхождением гордятся, недавно здесь появилась и своя Эйфелева башня. Конечно, макет «железной дамы» значительно ниже, чем оригинал. Но и белорусский Париж имеет иные масштабы.
Из Постав нужно обязательно съездить в деревню Мосар. Когда-то в костеле Святой Анны служил ксендз Юозас Булька. Его молитвами и старанием деревня стала… непьющей. Ксендз воплотил в жизнь литературное «красота спасет мир». Вместе с прихожанами он превратил территорию вокруг костела в настоящий белорусский Версаль с розарием, альпийскими горками, ровными аллеями с экзотическими деревьями и кустарником. Рукотворные пруды и ажурные мостики тоже отсылают к французскому парковому искусству. Перед храмом - точная копия скульптуры Микеланджело «Оплакивание Христа», от нее тянется тропинка к самому высокому в Беларуси кресту. Живописная аллея ведет путника к целебным источникам. Этот садово-парковый ансамбль и трезвый образ жизни прославили деревню Мосар на всю Беларусь.
5. Узнать, что такое цимбалы
В окрестностях Постав есть деревня Груздово. Ее жители на протяжении нескольких веков делали цимбалы. Хотя этот инструмент знают во многих восточноевропейских странах, а похожие есть в Индии и Китае, все же цимбалы - это наше белорусское всё. А в Груздово умеют делать не простые цимбалы, а диатонические. Играть на них можно только в одной тональности - фа мажор.
Услышать, как они звучат, можно благодаря местному фольклорному ансамблю «Поозерье». Он - почетный гость традиционного Международного летнего фестиваля «Звенят цимбалы и гармоник». Ради него многие любители музыки ежегодно приезжают в Поставы.
В помощь туристу
Автобусы из Минска ходят каждый день. Дорога занимает около трех часов. Цена билета - 350 российских рублей. Из Москвы на машине - 786 км, это около девяти часов езды.
Можно доехать на поезде, правда, с пересадками: из Москвы в Полоцк, а там на электричке. Весь путь займет больше суток. Цена вопроса - около трех тысяч рублей.
Проживание в гостинице - от 750 рублей за сутки.
Это интересно
Говорят, что название древнего города произошло от слова «став» (на старобелорусском - водоем). Застраивали местечки в то время, как известно, по ставу, то есть вдоль рек и озер. К слову, местные жители всегда были заядлыми рыбаками. Даже на гербе города изображены серебряная рыболовная сеть и три золотые рыбы. Версия вторая. Поскольку город находится на границе восточных и западных земель, в нем всегда было много военных, которые жили по Уставу. И, наконец, версия третья. В старину в Поставах устраивались большие шумные ярмарки. Туда съезжались купцы с крупными поставками товаров.