Напоминанием о том, что знаменитый создатель языка эсперанто Людвик Заменгоф жил в Гродно, долгие годы служила лишь мемориальная доска на фасаде старинного здания. Сам же дом Доктора Эсперанто, как его называют во всем мире, уже десяток лет стоял заброшенным.
Остановить разрушение исторической ценности два года назад решил местный предприниматель Николай Камин. Гродненца заинтересовала судьба необычного человека, который здесь жил. После реконструкции дома, максимально сохранив его аутентичность, Николай намерен открыть экспозицию, посвященную создателю и поныне живого языка. Людвик Заменгоф (по-русски его звали Лазарь Маркович) родился в 1859 году в многонациональном Белостоке, который в то время находился в составе Российской империи.
Родным языком он называл русский, но с детства свободно владел еще польским и немецким, а на протяжении жизни изучил еще восемь. Сама семейная атмосфера, в которой он рос, способствовала лингвистическим наклонностям. Отец Маркус Заменгоф и дядя Йозеф были учителями языков, знатоками литературы и полиглотами. Людвик с ранней юности мечтал дать людям общий, всем понятный язык, чтобы преодолеть отчуждение между народами. Разработкой универсального языка он начал заниматься еще школьником и этой идее посвятил всю жизнь. Осуществление мечты потребовало не только времени, но и настойчивости: тетрадь Людвика с первым проектом международного языка отец бросил в печку – мол, нужно заниматься настоящим делом, а не фантазиями.
Талантливый сын потом будет учиться в двух университетах – Варшавском и Московском, состоится как врач-окулист, но идеи не бросит. Первые наброски он закончит к своему восемнадцатилетию. А к 1885 году Заменгоф напишет учебник, через два года издаст четыре брошюры на русском, польском, немецком и французском языках. Автор возьмет псевдоним Доктор Эсперанто, что в переводе с разработанного им же языка означает «надеющийся».
Заменгоф вложил в свой новый язык и свою философию: «В любом человеке я вижу только человека и оцениваю каждого по его личным качествам и поступкам. Любое оскорбление или притеснение человека за то, что он, в отличие от меня, принадлежит к иному народу с другим языком и к другой религии или другому социальному классу, я рассматриваю как проявление варварства. Я полагаю, что всякая страна принадлежит не тому или иному народу, а полностью и в равной степени всем ее жителям, независимо от их происхождения, языка и социального положения». Новый язык быстро стал популярным. Уже в 1888 году было создано первое общество эсперантистов – со своей ежемесячной газетой. Начальный период в истории эсперанто неслучайно называют русским, поскольку именно на просторах Российской империи жило больше всего его пользователей. И первым литературным переводом на эсперанто стала повесть Пушкина «Метель».
Им увлеклись и его пропагандировали светила научной и литературной мысли, в том числе и Лев Толстой. Из России популярный язык массово распространился во Франции, и в августе 1905 года здесь состоялся первый всемирный конгресс эсперанто, на котором собралось около 700 эсперантистов из 20 стран мира. В Гродно Людвик Заменгоф перебрался с семьей в 1893 году. В доме на одной из улиц старого города, где прожил четыре года, он открыл свою частную клинику, в которой практиковал как окулист, и продолжал трудиться над главным делом своей жизни.
Новый собственник этого дома Николай Шамин в беседе с корреспондентом «СВ» подчеркнул, что реконструкцию ведет основательно и бережно: – Здание историческое, поэтому год ушел только на согласование проекта и сбор необходимых документов. Самое сложное – восстановить разрушенное и отреставрировать то, что осталось. Пришлось искать особых мастеров, творческих. Штукатуры, жестянщик, которые взялись за работу, имеют опыт восстановления храмов.
Очень бережно и в то же время требовательно подошел к реконструкции проектировщик Святослав Шамин: бережет буквально каждый старый кирпич. Нашлись люди, готовые помочь с экспонатами для экспозиции, которая здесь разместится. К сожалению, вещей Заменгофа в доме не сохранилось. Нашли только несколько стеклянных аптечных бутылочек XIX века, которые, возможно, держал в руках сам Доктор Эсперанто. Вернется на фасад и мемориальная доска памяти создателя и ныне популярного языка. Сколько сегодня в мире эсперантоговорящих людей, точно подсчитать трудно. По некоторым оценкам, их до 20 миллионов. На ежегодные всемирные конгрессы собираются тысячи участников. Возможно, ценителей объединяющего разные народы языка дороги приведут и в Гродно, где жива память о Докторе Эсперанто.