Разворот на Восток
Из-за нового геополитического порядка российскую нефть переориентируют на Китай
Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru
Растущий рынок азиатской страны требует все больше топлива, и эту потребность собираются закрыть российскими активами, теперь не востребованными Западом. Как следствие - появится новая коалиция: кроме Поднебесной, в нее войдет Саудовская Аравия.
Лед уже тронулся - заключен контракт на десять миллиардов долларов. В Северном Китае построят НПЗ саудовской компании Aramco. На заводе будут перерабатывать не только нефть из арабской страны, но и российскую. «СВ» разбиралось, какие еще есть перспективные направления сотрудничества с Поднебесной.
ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА
В 2021 году взаимный товарооборот наших стран достиг рекордной цифры - 147 миллиардов долларов. Новая цель, которую поставил президент Владимир Путин - двести миллиардов долларов к 2024 году. Как сообщили в Минэкономразвития РФ, стороны даже согласовали «дорожную карту» - как именно будут наращивать торговлю товарами и услугами в ближайшие три года.
Если не брать в расчет ЕС с несколькими десятками входящих в него стран, то Китай уже несколько лет - главный торговый партнер России. На него приходится почти 18 процентов товарооборота. А вот для Китая наш рынок не такой значимый - он составляет всего 2,3 процента.
- Россия и Китай переживают лучший период в своих отношениях, и нынешний уровень - еще не предел углубления партнерства. Параллельное противостояние РФ и КНР с США и американскими союзниками лишь ускоряет сближение Москвы и Пекина, а западные санкции, хоть и создают проблемы экономическим связям, становятся еще одним фактором более тесного взаимодействия. При этом в Москве понимают, что отношения с Пекином, который опережающими темпами набирает экономическую, технологическую и военную мощь, все более асимметричны. Именно поэтому Кремль старается не форсировать инвестиционное и кредитное присутствие Китая в российской экономике, - считает Александр Габуев, один из лучших специалистов по Китаю, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Мы в основном поставляем в Поднебесную природные ресурсы, которых там катастрофически не хватает. А Китай, в последние годы ставший одним из глобальных технологических лидеров, снабжает нашу страну техникой и оборудованием. Как считают эксперты, перспективы расширения сотрудничества между Россией и Китаем большие. Формула при этом проста: «ресурсы в обмен на технологические товары».
- Китай превратился для России в новый аналог Германии как ключевого источника новых станков и современных решений для промышленности, поставляя уже в три раза больше сложного оборудования, чем немецкие компании. Потенциал синергии двух экономик далеко не исчерпан. Китай активно занимается энергопереходом, но на пик выброса СO2 выйдет лишь к 2030 году, а одним из важных способов снижения выбросов Пекин считает повышение доли природного газа в генерации. Это создает интерес к российским углеводородам как минимум в горизонте ближайших двадцати лет, - считает Александр Габуев.
С российской стороны речь идет о крупных инфраструктурных проектах. В прошлом году «Газпром» запустил Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Он находится недалеко от города Свободный в Амурской области. Это важное звено технологической цепочки поставок нашего природного газа в Китай. На полную мощность завод выйдет к 2025 году. Это кратно увеличит объемы транспортировки по газопроводу «Сила Сибири». Более того, в декабре прошлого года начались переговоры о прокладке второй ветки этого газопровода - через территорию Монголии. Планируемый срок начала строительства - 2024 год.
РАСЧЕТЫ В РУБЛЯХ И ЮАНЯХ
Во внешней торговле важно не только, что именно ты продаешь и покупаешь, но и за какие деньги. До последнего времени главной международной валютой в отношениях большинства стран был американский доллар. Но его гегемония постепенно уходит. К примеру, в 2021 году около 25 процентов взаимных расчетов по внешнеторговым операциям между Россией и Китаем состоялись в рублях и юанях - без посредничества американской валюты. Для сравнения, за последние семь лет этот показатель вырос почти в пять раз.
А там, где контракт невозможно заключить напрямую, стороны стараются использовать евро. На расчеты в единой европейской валюте приходится почти половина всех сделок. Так, новый контракт «Газпрома» на поставку в Китай десяти миллиардов кубометров газа в год в течение тридцати лет заключен именно в евро.
По мнению экспертов, совершить резкий переход на расчеты только в национальных валютах не получится. Во внешней торговле участвует множество контрагентов, выполняющих двусторонние контракты.
Но процесс дедолларизации постепенно идет. С каждым годом роль американской валюты в отношениях России и Китая будет снижаться. Такую цель ставят в обеих странах.
АСИММЕТРИЧНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ
В отношениях с Китаем есть определенная асимметричность. С одной стороны, хорошо иметь надежного партнера, заключающего долгосрочные контракты на поставку российских полезных ископаемых. С другой - хотелось бы поставлять в Китай продукцию с более высокой добавленной стоимостью. По сути, единственным технологическим экспортом с нашей стороны является строительство нескольких блоков атомной электростанции «Тяньвань» и АЭС «Сюйдапу». В совокупности эти контракты могут принести «Росатому» около десяти миллиардов долларов за несколько лет. Но в общем объеме товарооборота эта сумма очень скромная.
- Главный риск для стабильности отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе - нарастание асимметрии между РФ и КНР. Китай по всем метрикам становится великой державой, близкой США по комплексной мощи своей экономики, вооруженных сил и технологического сектора, в то время как Россия, оставаясь крупным игроком, начинает отставать. В результате у Пекина появляется все более сильная переговорная позиция в обсуждении различных вопросов с Москвой, а также соблазн использовать этот рычаг для продавливания своих условий, - считает Александр Габуев.
По его словам, наиболее заметна эта асимметрия в сфере экономики, и она будет только нарастать.
- При всей выгодности экономического сотрудничества, особенно в сфере энергетики, глобальный энергопереход все больше создает ситуацию «рынка покупателя», что сократит пространство для маневра России, связывающей себя нефтяными и газовыми трубами с Китаем как единственным конечным потребителем, - резюмирует Габуев.
КСТАТИ
ТУРИСТЫ ПОПОЛНЯТ БЮДЖЕТ
На сферу услуг в нашем товарообороте приходятся считаные проценты. Но здесь тоже кроется большой потенциал. Один из вариантов расширения сотрудничества с Китаем - туризм. Средний класс в Поднебесной составляет несколько сотен миллионов человек. Это люди с относительно высокими доходами, готовые потратить их на путешествия. И для этого не обязательно лететь в Москву или Санкт-Петербург. Возможности для туризма открываются и на Дальнем Востоке.
После снятия коронавирусных ограничений китайское направление может стать стимулом для развития туристической отрасли в России. Правда, тут тоже есть определенные нюансы. Во-первых, зацикленность организованных групп из Китая на собственных контрагентах, работающих в России. Это снижает реальные доходы от туризма, остающиеся в нашей стране. Во-вторых, вопросы экологии, связанные с пребыванием больших групп туристов на природных территориях.