Делу - время, поддержке - час
Малый и средний бизнес первым почувствовал новый кризис. Что придумывают предприниматели, чтобы выжить, и как им в этом помогают власти
Барбершопы и салоны красоты тоже стараются выжить, например, предлагают клиенткам уже смешанную краску для волос с доставкой на дом. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
В ГОРУ НЕ ПОЙДЕТ
Некоторые отрасли во время эпидемии коронавируса все же пошли в рост. Доставка еды, онлайн-игры, медицинские анализы, сервисы для удаленной работы и совещаний, онлайн-образование. Ну и, конечно, продажа масок и всевозможных антисептиков. Но большинство предприятий от многодневного простоя могут не оправиться.
В России, по данным Федеральной налоговой службы, примерно шесть миллионов малых и средних предпринимателей. В их бизнесе заняты больше пятнадцати миллионов человек. Но по подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, примерно три миллиона предприятий в скором времени могут стать банкротами. А это значит, что восемь миллионов граждан рискуют потерять работу.
- Больше всего пострадал малый бизнес, который непосредственно коммуницирует с потребителями. Сфера услуг, точки общественного питания, event-индустрия. Также, по оценкам Ассоциации туроператоров России, после эпидемии с рынка может уйти половина компаний. В других отраслях ситуация не лучше, - делится наблюдениями первый вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Владислав Корочкин.
- Если несколько недель назад я была средним бизнесом, то сегодня я микробизнес, - сказала основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова на встрече предпринимателей с Президентом РФ Владимиром Путиным. - Ужас в том, что у многих отраслей нет никакой финансовой подушки безопасности. У нас долги, отрицательная рентабельность. Самый популярный запрос в эти дни на людей, которые помогают с банкротством.
Сейчас Анастасии пришлось закрыть уже пять московских кафе из 33. Выручка упала на 85 процентов. Татулова считает, что девять из десяти малых и средних предпринимателей разорятся.
За рубежом те же проблемы. Например, по оценкам американского финансового холдинга JPMorgan Chase, средний и малый бизнес имеют финансовый резерв, которого хватит меньше чем на месяц.
НА ВЫДУМКУ ХИТРЫ
«Я работаю в салоне красоты, нас закрыли, мой муж - в гостинице, их тоже закрывают. Мы никогда не умели копить, сейчас у нас осталось всего триста рублей».
«Я являюсь владельцем небольшого хостела. Доходы нулевые. Я многодетная мать, и мне скоро нечем будет кормить семью».
«Очень нужна поддержка малому бизнесу, в том числе мебельным производствам. После выхода из самоизоляции народ еще долго не сможет покупать мебель, не до того будет».
«Мне пришлось закрыть салон красоты. При этом аренду никто не отменял. Девочки остались без зарплат, откуда им браться, если нет клиентов?»
Это истории тех, кто подписался под петицией с просьбой о полугодовом обнулении налогов для малого и среднего бизнеса. Ее автор, сотрудник РАНХиГС Данил Махницкий говорит, если «не сделать этого прямо сейчас, завтра может быть поздно».
Выживают кто как может. Кафе и рестораны организуют доставку еды на дом, педагоги ведут уроки по скайпу, кулинары пекут на заказ, любители животных предлагают за деньги взять четвероногих питомцев заболевших людей к себе на передержку. Смелые парикмахеры продолжают стричь клиентов на дому. В Москве доплата за выезд составляет 500 - 600 рублей. Оказавшись в тупике, люди ищут для продажи своих услуг новые маркетинговые ходы. Как, например, оставшийся во время эпидемии без заказов владелец химчистки Аркадий.
«По данным Всемирной организации здравоохранения, частицы вируса способны оставаться активными на поверхности изделий до 72 часов. Простая стирка в такой ситуации далеко не всегда может быть эффективной. Носить несвежую одежду становится опасно. Мы спешим к вам на помощь», - сообщает он в своем блоге.
Популярностью стали пользоваться распылители для обработки квартир и офисов дезинфицирующими средствами. Есть шанс выжить и у производств, начавших выпуск защитных кепок и козырьков с экранами.
Ну а кто-то решил просто переждать трудные времена.
Екатерина одна воспитывает двоих детей, алименты не получает. Небольшой магазин был для нее единственным источником дохода. Но на время эпидемии он работать не будет.
«Гоняясь за деньгами, вы не понимаете не только опасности коронавируса для себя и окружающих, но и будущего экономического ущерба. Если многие заболеют, то денег у людей не будет совсем! Вот тогда все завоем», - объясняет свой поступок женщина.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Алексей ФЕДОРОВ, председатель Совета по развитию электронной торговли ТПП:
- Бесконечные рассуждения, что государственные меры поддержки бизнеса недостаточны, - это разговоры в пользу бедных. Необходимо говорить государству о том, что нужно предпринимателям. Государство сейчас готово слушать. Бизнесмены обращаются к нам с проблемами. Например, из последнего, жалоба на то, что курьеров останавливают на улицах и говорят им, что для осуществления доставки нужно иметь специальные пропуска. Пункты выдачи заказов региональные власти закрывают. Такая ситуация наблюдается в Краснодаре, Чеченской Республике, Астрахани, Мурманске, Южно-Сахалинске, Татарстане, хотя крупнейшие интернет-площадки в добровольном порядке установили единые стандарты работы, которые предусматривают бесконтактную выдачу посылок, ограниченный доступ покупателей и тому подобное.
по пунктам
ПОД КРЫЛОМ ГОСУДАРСТВА
Правительство РФ еще в самом начале истории с самоизоляцией утвердило перечень отраслей, которые сильнее всего страдают от эпидемии. В список вошли авиа- и автоперевозки, компании по организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная и выставочная деятельность, туризм, общественное питание, бытовые услуги...
Они получат следующую поддержку.
-
Налоговые каникулы, предполагающие отсрочку сборов. Сроки представления деклараций, которые надо подавать в марте-мае 2020 года, продлевают на три месяца.
-
Временное отсутствие ревизий контрольных органов. По словам главы Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, это касается выездных проверок, проверок контрольно-кассовой техники и валютного контроля.
-
Отсрочка платежей при аренде федерального имущества.
-
Кредитные каникулы. Правительство выделило банкам пять миллиардов на обеспечение отсрочки платежей по кредитам для малого и среднего бизнеса.
-
Снижение страховых взносов с тридцати до пятнадцати процентов.
-
Выдача кредитов на зарплату сотрудников под ноль процентов. Первым такие программы предложил Сбербанк. Чтобы получить деньги, компания должна работать не меньше года. Кредит выдается на срок до 1 октября 2020 года. Его сумма рассчитывается с учетом числа сотрудников, умноженного на минимальный размер оплаты труда и количество месяцев кредитования.
-
Малые и средние компании пострадавших отраслей получат прямую безвозмездную помощь со стороны государства. Эти деньги (из расчета 12 130 рублей на одного сотрудника) можно потратить на выплату зарплат в апреле и мае. Условие - сохранить не меньше девяноста процентов штата.
Президент предложил новый кредитный продукт - льготный кредит на пополнение оборотных средств предприятий. Ставка по таким кредитам будет субсидироваться государством.
- К сожалению, большая часть этих мер касается только наиболее пострадавших сфер. Но уже сейчас понятно, что пострадают все. Значит, стоит поменять парадигму на «помогаем всем». В этой острой ситуации нужны экстраординарные меры, которых до этого просто не было. Не отсрочки, а полная временная отмена арендных платежей, страховых взносов, полноценные налоговые каникулы, - считает Владислав Корочкин.