Врачи прилетели
Чиновники так увлеклись процессом «оптимизации» здравоохранения, что медпомощь и лекарства стали кому-то недоступными. А где-то качество лечения упало настолько, что Президент России призвал менять ситуацию в корне
Вскоре современная техника должна появится даже в самых отдаленных российских больницах и поликлиниках. Фото: Илья Тимин/РИА Новости
ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, БОЛЬНИЦ МЕНЬШЕ
Нацпроект «Здравоохранение» работает уже полтора года. Большие надежды, огромные деньги. На 2019 год на него дополнительно выделили почти 1,8 триллиона рублей. Только пока вопросов не становится меньше: как вернуть врача и фельдшера к пациенту, как обеспечить препаратами всех граждан, как обеспечить доступность медицины даже в тундре. А тут еще появились тревожные сообщения. То в регионах отказались предоставить помощь, то групповые увольнения врачей.
В этом году часть Послания президента Владимира Путина, посвященная этой сфере, отличалась конкретностью. Глава государства дал адресные задания, поставил сроки исполнения. По его словам, чтобы наверстать упущенное, нужно ежегодно тратить до четырех процентов ВВП на развитие здравоохранения, а то, может, и все пять. Для сравнения: в СССР было 4,4 процента. Но в последние годы в России еле дотягивали до 3,5 процента. При этом число больниц сократилось в два с лишним раза.
ЗЕМСКАЯ НЕОТЛОЖНАЯ
Один из самых сложных вопросов - кадры в глубинке. Распределения в России долгое время нет, а сами молодые специалисты очень неохотно едут работать в села. Мотивации никакой.
Чтобы заинтересовать, запустили сначала программу «Земский доктор», а с 2015-го и «Земский фельдшер». Врачам дают миллион рублей подъемных и жилье сразу. В некоторых регионах посчитали это путем к спасению. Однако уже в 2018 году Минздрав РФ заявил, что где-то инициативу проигнорировали. Наверное, невозможно ничего сделать в силу проблем инфраструктуры, климата, еще чего-то?
Оказалось - возможно. Даже в экстремальных условиях Крайнего Севера.
- Мнение медиков одно время просто игнорировали. Ухудшение качества подготовки в вузах, провал бюджетных программ прошлых десятилетий - все сыграло роль. Но вот в здравоохранении нашего округа подобралась команда неравнодушных людей, болеющих за свое дело, - рассказала Наталья Морозова, главный врач Дудинской районной больницы на Таймыре. - Тут люди живут в чумах, и у нас сейчас идет борьба за снижение детской смертности. Нам для этого крайне необходим специальный вездеходный транспорт, дополнительные передвижные фельдшерско-акушерские пункты. Комплектацию, обновление техники нужно делать своевременно. Что толку от такого передвижного ФАПа, если там УЗИ или маммограф стоят двадцатилетние?
Федеральная программа началась на Таймыре 1 января 2018 года, и ситуация стала меняться.
- За первый год удалось привлечь четырех врачей и одного фельдшера в поселок Усть-Ава. За 2019 год к нам прибыли еще шесть докторов, они работают в Дудинке. И терапевты, и педиатры теперь есть, - перечислила Наталья. - Но до полного комплекта еще далеко. Акушерок не хватает, стоматологов... Условия-то тяжелые никто не отменял: замкнутость, полярная ночь, полярный день. Врачи выезжают в стойбища за сотни километров. Давно пора ввести компенсации за работу в трудных и опасных условиях. Это стало бы дополнительным стимулом сюда приехать.
Такие или подобные пожелания могут высказать федеральному центру специалисты из любого региона. Судя по высказыванию президента страны, который хорошо информирован о положении дел, времена «поговорили - разошлись» закончились.
официально
Владимир Путин, в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию:
- С 1 июля будет запущена программа модернизации первичного звена здравоохранения. Предстоит отремонтировать и оборудовать новой техникой поликлиники, районные больницы, станции скорой помощи во всех регионах. На это дополнительно выделили 550 миллиардов рублей, более 90 процентов - это федеральные ресурсы.
Прошу субъекты Федерации найти резервы и вплотную заняться решением жилищных проблем врачей и фельдшеров.
С этого года начнет поэтапно внедряться новая система оплаты труда в здравоохранении, основанная на прозрачных, справедливых и понятных правилах, с установлением фиксированной доли окладов в заработной плате и единым для всей страны перечнем компенсаций и стимулирующих надбавок.
В текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было.
пример из глубинки
ЧУМОВОЙ ДОКТОР В НОСКЕ
Здоровье оленеводов Таймыра теперь в руках земского доктора Алены Хертек и ее мужа-фельдшера Мерген-Оола. Фото: instagram
Алена Хертек, врач общей практики - семейный врач, рассказала корреспонденту «СВ», как она попала в федеральную программу и почему ей нравится на Таймыре.
- Алена, как вы нашли место земского доктора?
- В социальной сети «Вконтакте» есть специальная страница с таким названием - «Земский доктор». Там я и увидела вакансию врача общей практики в Таймырской межрайонной больнице. Отправила резюме, и меня пригласили переехать вместе с семьей. К тому времени после Иркутского университета успела поработать врачом на своей родине - в районах Республики Тыва.
- Программа не обманула ваших ожиданий?
- Все, что обещали, выполнили без задержек. В поселке Носок нам сразу дали двухкомнатную квартиру, причем в одном здании с недавно отремонтированной больницей. И положенные миллион рублей через месяц по приезде получила. Нашему четырехлетнему сыну место в детском саду выделили уже через неделю. Но и это не все. Муж мой Мерген-Оол Хертек устроился тут выездным фельдшером. У него среднее медицинское образование. Часто ездит к оленеводам в тундру: летом - на машине, для зимы есть два снегохода.
- Просто семейный подряд.
- Недавно был случай, выезжали вдвоем. У двух беременных женщин в разных стойбищах почти в одно время начались схватки. До чума первой добирались примерно сто километров, до второй - еще больше шестидесяти. В итоге намотали 352 км - на снегоходе!
Когда добрались до первой пациентки, осмотрели - пора! Вызвали санавиацию. На снегоходе или оленях с санками на такое расстояние роженицу не повезешь. Добрались до второй - там тоже роды вот-вот начнутся, и снова вызвали вертолет. Все успели вовремя, малыши родились хорошие.
- Муж и один работает на выезде?
- Например, на травмы - они бывают самые разные, - выезжает муж. Мы хорошо понимаем уклад жизни этих людей, оленеводов-кочевников, и знаем, когда фельдшер сам справится. Потому что наш тувинский народ - тоже кочевники. Но все-таки работа врача общей практики гораздо шире. В первый же день пришлось выявить инфаркт миокарда. Установила диагноз, вызвала санавиацию. В Красноярском кардиоцентре сделали шунтирование. Мне такая работа нравится, с детства мечтала.
Пациент, конечно, тоже помнит тот случай.
- У нас теперь очень хороший земский доктор. Вытащила меня с того света, - рассказал повар из поселка Носок Константин Комаров. - Считаю - сам бог ее в наш поселок послал. Я тогда вообще ничего не платил - ни за лечение, ни за санаторий, ни за лекарства. Теперь и весь поселок доволен, что такой доктор у нас, и оленеводы из района тоже.