Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Взгляд из Москвы


Тянем-потянем... Вытянули Златоглавую

Сердце страны становится с каждым годом больше, принимая все новых жителей. И сдерживать этот рост никто не собирается

Особенно плотность населения в столице чувствуется в метро в часы пик. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

ПОЛЯРНЫЕ ПОДХОДЫ

Две столицы Союзного государства развиваются совершенно разными путями. Если Минск не хочет резкого увеличения населения, то Москва растет и ввысь, и вширь.

А уж когда здесь насчитывались те два миллиона человек, которыми хотят ограничиться в главном городе Синеокой, уже никто и не помнит. К этой цифре подобрались еще до революции.

Москвичи давно шутят, что их город - понятие растяжимое. По данным Мосгорстата, уже в 1970 году здесь проживало больше семи миллионов человек. И это только официальные данные. Сейчас больше двенадцати! Ограничиваться на этом не будут. Наоборот, с каждым годом в Златоглавой увеличиваются темпы строительства.

Российская столица занимает пятое место в мире по вводу недвижимости на душу населения. За пять последних лет построили больше сорока миллионов квадратных метров недвижимости, из них пять миллионов - жилье.


Причем строятся в основном многоэтажки. Особенно разошлись девелоперы последние несколько лет: стали строить много зданий выше пятидесяти этажей. Конечно, в самом центре такие громадины вряд ли появятся (любой проект, прежде чем получить одобрение, рассматривается на градостроительной комиссии, и его там просто завернут). Но чем дальше от Кремля - тем высоток больше.

- Москва - огромный, плотно застроенный мегаполис, свободной земли не так много, поэтому разумно строить многоэтажки: это позволяет более рационально использовать пространство, - комментирует управляющий директор брокерского департамента «Миэль» Ирина Пешич.

Председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова рассказывает, что в старой Москве высотность новых проектов достигает уже 78 этажей.

Если возводить невысокие дома, квартиры будут стоить в них огромных денег. Кто из обычных людей купит? И так цены кусаются. В типичных новостройках в не самых центральных районах однушки стоят в среднем от семи миллионов рублей.

ПЕРЕЕДЕМ, БУДЕМ ЖИТЬ

На интерактивной карте, где обозначены стройки Москвы, яблоку негде упасть. По словам заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Москвы Марата Хуснуллина, уже с начала 2019 года успели сдать 61 дом площадью больше миллиона квадратных метров.

- Урбанизация в современном мире - объективный процесс. Сдерживать прирост населения в одной из мировых столиц, такой как Москва, неправильно, - полагают эксперты.

Активное строительство подстегивает и программа реновации, когда люди из старых хрущевок переселяются в новые современные дома. Первые десять тысяч москвичей переехали уже в прошлом году. Это только начало. Сейчас строят 98 домов, куда до конца года заселятся еще в полтора раза больше жильцов. Программа долгая, рассчитана до 2035 года, к тому времени снесут сотни домов, но и выстроят не меньше новых.

Москва.png

- Строить больше в городах-спутниках, как это происходит в Беларуси, - значит, увеличивать нагрузку на инфраструктуру Москвы, транспортную в первую очередь. Все это никак не сдержит приток иммигрантов, скорее наоборот, - уверена директор по продажам «НДВ-Супермаркет недвижимости» Татьяна Подкидышева. - Квадратный метр в городах-сателлитах стоит в среднем в 1,7 - 1,9 раза дешевле, чем в Москве, при этом за счет развитой железнодорожной сети транспортная доступность многих районов Химок, Долгопрудного, Красногорска, Одинцова выше, чем даже некоторых районов столицы. В итоге сравнительно доступное жилье используется в качестве недорогого «входного билета» в столицу: около сорока процентов покупателей квартир на первичном рынке Подмосковья - люди из регионов, а также жители СНГ. Они живут за МКАД, но работают все равно в Москве.

ЧИНОВНИКОВ ПОДВИНУТ

С лета 2012 года Златоглавая увеличилась в 2,4 раза. Тогда появилась Новая Москва. В состав столицы вошли несколько городов (Щербинка, Троицк, Московский), деревни (Ватутинки, Знамя Октября, Каменка), аэропорт «Внуково».

Задумка властей сводилась к одному - хотели разгрузить город. Чтобы не было такого, что утром гигантское людское цунами двигалось на работу в центр, а вечером волна за волной откатывалась обратно. Предполагается, что со временем на новые территории переедут чиновники из Совета Федерации, Госдумы, Администрации Президента, Генпрокуратуры, Счетной палаты, судов... Для этого на новых территориях надо строить жилье и коммерческую недвижимость.

Сейчас в Коммунарке, например, возводят административно-деловой центр площадью пять миллионов квадратных метров (это около тысячи футбольных полей), где будет работать семьдесят тысяч человек. Стройку завершат к 2030 году. Там же сдадут и жилые дома. Примерно то же происходит и в других центрах Новой Москвы. Всего же за шесть лет количество недвижимости в новом районе выросло в 1,5 раза.

 

поехали!

ВЫБИЛИ ПРОБКИ

 sv8-2103-vkruzhok-100.jpg

Транспортную систему будут улучшать с помощью электробусов. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

С приходом в 2010 году нового мэра Сергея Собянина в Москве очень активно строят метро. Темпы появления новых станций и веток - одни из самых высоких в мире. За это время открыли 74 станции. До конца 2022 года появится еще 57. В 2016 году началось движение по МЦК, ставшему наземной линией метро.

Транспорт для большого города всегда проблема. Чуть не досмотришь - так и до коллапса недалеко. Поэтому, говорят чиновники, «развитие этой инфраструктуры остается основным приоритетом в градостроительном плане российской столицы». Чего только стоят четыреста километров новых дорог за последнюю пятилетку.

Еще одна вечная московская проблема - пробки. И тут, разумеется, много недовольных. Стоять в заторах, конечно, никто не будет, но и платные парковки, которые должны сделать улицы свободнее, никому не нравятся. Зоны, где оставить машину теперь накладно, все расширяются, а такса выросла на некоторых улицах уже до 380 рублей в час. Да и при этом найти местечко в центре бывает весьма сложно. Но тут, похоже, придется смириться.

- В Пекине и Шанхае действуют еще более радикальные меры: перед тем как покупать личный автомобиль, его будущий владелец обязан приобрести или арендовать место для хранения машины. Платная парковка в Пекине стоит 2,5 юаня за 15 минут, это около 50 рублей в час. При этом средняя заработная плата в Китае составляет 20 тысяч рублей, это сильно ниже, чем в Москве, - парируют власти возмущенным водителям.