ВСЁ закатают в асфальт
В ближайшую пятилетку власти обещают искоренить извечную проблему России
Будете протокол оформлять? Сейчас чеку выдерну. Фото: Екатерина Гусева/kpmedia.ru
БЛОКПОСТЫ НА АВТОМАТЕ
Программа «Качественные и безопасные дороги» стартовала два года назад в 36 субъектах РФ. Сегодня ее эффект признали настолько успешным, что сейчас он приобретает статус нацпроекта, чтобы заработать уже на всей территории страны.
Госинвестиции в создание достойной транспортной сети станут одними из самых внушительных среди всех федеральных программ. Закатать в асфальт в ближайшие шесть лет планируется почти пять триллионов рублей. Деньги возьмут не только из федеральной кубышки, но и потрясут региональные бюджеты.
- Для полноценного финансирования правительство перераспределит сборы от акцизов на бензин и дизтопливо в пользу бюджетов регионов, - рассказал депутат Госдумы Михаил Щапов.
Уже сегодня основной источник средств на ремонт трасс - поступление от топливных сборов. Так, например, в Ульяновской области половину прибыли дорожного фонда (2,5 миллиарда рублей) формируют акцизы на нефтепродукты. Транспортный налог приносит миллиард, а штрафы за нарушение ПДД всего 385 миллионов.
Кроме того, в нацпроект заманят инвесторов. Двести миллиардов рублей от представителей бизнеса власти хотят пустить на строительство автоматических постов контроля для грузовиков. Комплекс будет включать рамки для фото- и видео-съемки и весы, спрятанные в дорожное полотно.
К исполнению нацпроекта подключат депутатов. За каждым народным избранником планируют закрепить участок или объект, где проведут работы. Контролировать будут и общественники.
- Речь идет о повышении безопасности дорожного движения. Вовлеченность в работу всех органов власти, регионов и экспертного сообщества приведет к качественно новым результатам, - говорит сенатор РФ Дмитрий Шатохин.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Нацпроект поставил задачи на пять лет вперед. Доля хороших дорог в городах должна возрасти в два раза с 42 до 85 процентов. Разработчики также уверены, что удастся снизить количество аварий и увеличить безопасность. Например, обещают уменьшить ровно вполовину количество мест регулярных ДТП. Предполагается снизить и перегруженность трасс, в том числе за счет автоматизации управления дорожным движением.
- Восемьдесят процентов контрактов на строительство и содержание дорог должны к 2024 году заключаться с расчетом на использование новых технологий, - рассказали в пресс-службе госкомпании «Автодор».
Большая стройка обернется своеобразным соревнованием. Укладывать трассы планируют с использованием новых материалов и технологий. Так вот, лучшие решения внесут в реестр и будут тиражировать по стране.
Повысят спрос и со строителей. Две третьих контрактов отдадут фирмам на принципах жизненного цикла. При таком подходе подрядчик ответит как за ремонт, так и за последующее содержание объекта.
Продавцы стройматериалов уже начали потирать руки в ожидании сверхприбылей. Чтобы избежать спекуляции и ажиотажа, глава Минтранса Евгений Дитрих призвал руководство регионов внимательно просчитать нужные объемы и передать данные в Росавтодор.
- Если не сможем синхронизировать усилия, то в последующем это приведет к удорожанию материалов, снижению качества и невозможности выполнить весь объем работ, - предупредил он.
ИНТЕЛЛЕКТ И ЖЕЗЛ
Ежегодные экономические потери страны от ДТП сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом, к примеру, Краснодарского края или Татарстана. За последние десять лет в авариях погибло почти триста тысяч человек, больше 2,5 миллиона людей получили травмы. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах - молодежь в самом расцвете сил от 25 до 40.
Между тем начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников призывает не сгущать краски. По его словам, на протяжении последних лет идет сокращение смертности в результате ДТП. За шесть последних лет количество погибших на дорогах снизилось на треть.
В ГИБДД обещают, что благодаря нацпроекту к 2024 году показатель смертности в ДТП на сто тысяч населения должен снизиться с нынешних тринадцати до четырех человек. Для этого необходимо прежде всего повысить уровень подготовки водителей. В России больше 85 процентов ДТП происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Причем на долю таких происшествий приходится около восьмидесяти процентов погибших и больше девяноста раненых.
Чтобы снизить количество автокатастроф, власти планируют увеличить в два раза число камер и внедрить интеллектуальные транспортные системы.
- «Умная дорога» - это целый комплекс мер. Надеемся, что он позволит снизить аварийность от 30 до 80 процентов, - говорит начальник УГИБДД ГУ МВД России по Московской области Виктор Кузнецов.
С системным подходом согласен глава Удмуртии Александр Бречалов:
- Когда сводим в одном районе города усилия по различным федеральным проектам - «Комфортная городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Умный город», - получается мощный синергетический эффект.
Однако одними интеллектуальными системами навести образцовый порядок не удастся. Нужен кнут. На российских трассах появится дополнительно почти двадцать тысяч патрульных автомобилей, нафаршированных видеокамерами, спецсигналами, громкоговорителями и современной связью.
В дополнение к этому стражи порядка получат около 12,5 тысячи приборов для контроля за ситуацией на проезжей части, а экипажи ГИБДД снабдят новыми экспресс-тестами для освидетельствования пьяных водителей.
На помощь стражам порядка придут «народные инспекторы». Для них запустят специальный софт (не путать с приложением «Народный инспектор»), где жалобщики доложат о нарушениях правил дорожного движения, в том числе и парковки. Для этого изменят законодательную базу. Материалы будут попадать в ГИБДД, где штраф оформят без вызова нарушителя и составления протокола. Работать приложение будет в связке с Единым порталом госуслуг.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Афонский, заместитель председателя Комиссии ПС по информационной политике:
- Эта тема мне близка. Напомню, что я координатор партийного проекта «Безопасные дороги». Мы выступаем за усиление ответственности за вождение в нетрезвом виде. За последние десять лет почти в два раза увеличилось число водителей в состоянии опьянения.
И с этим злом надо нещадно бороться.
Недавно поддержали инициативу по оборудованию автобусов подушками безопасности и дополнительному укреплению сидений. Считаю, что избыточных мер безопасности при перевозке пассажиров, тем более детей, быть не может. Как и лишней пропаганды по предупреждению ДТП. Особенно при формировании у малышей навыков поведения на дорогах. Для этого в регионах возрождают детско-юношеские автошколы, отряды юных инспекторов, проводят слеты и викторины. К этой работе подключаем и родителей. Продолжим мониторинг дорог к школе, чтобы вместе с ГИБДД выявить опасные участки. Хочется также на федеральном уровне рекомендовать учебным заведениям обеспечить детей светоотражающими материалами: браслеты на руку, наклейки на портфели или одежду. Отдельное внимание уделим пешеходным переходам. Здесь совершается треть от количества ДТП.
Также в рамках нацпроекта усилим контроль качества дорожных работ, привлечем независимых инженеров и строителей, общественность. Мнение экспертов учтут, как при реализации проекта, так и при приемке работ.