Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Взгляд из Москвы


Китайская грамота в третью смену

В России в этом году запускают новый этап национального проекта «Образование», рассчитанный на пять лет. Цель - войти за это время в десятку ведущих стран мира по качеству школьной подготовки.

Когда у тебя шестой урок подряд, волосы не то что дыбом становятся - вокруг головы заплетаются. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

ЗАДАЧКА НА ПРОКАЧКУ

Если верить планам чиновников, нацпроект должен прокачать систему среднего образования РФ со всех сторон. Тут и техническое оснащение школ, поддержка как семей, так и учителей, создание цифровой среды и еще много чего. Также в числе государственных задач - переход всех школ на обучение в одну смену к 2025 году. Пока, по подсчетам специалистов, четырнадцать процентов школьников учатся во второй половине дня. А в Дагестане, Чечне и Бурятии есть еще школы, которые работают в три смены.

Тем не менее пока в российском среднем образовании радикальных изменений на горизонте нет. А школы не ругает разве что ленивый: не те предметы, не те домашние задания, не те учителя.

С подобными комментариями выступала даже нынешний министр просвещения Ольга Васильева, одной из главных инициатив которой стало возвращение астрономии в школьную программу. Правда, отдельного предмета так и не появилось - теперь звезды и небесные тела изучают в рамках курса физики в старших классах.

Впрочем, астрономия - далеко не единственный предмет, который предлагают вернуть в расписание. В разное время депутаты Госдумы предлагали ввести в школе такие предметы, как финансовая грамотность, кибер-безопасность, психология семейной жизни, шахматы и даже земледелие! И это далеко не весь перечень.

- Слышал предложения вернуть в программу классическое черчение, хотя сейчас никто уже так не чертит, да и предмет этот нужен не всем, - рассказывает Ефим Рачевский, директор центра образования №548 «Царицыно» в Москве. - Существует наивное представление, что стоит ввести какой-то новый предмет, и жизнь сразу изменится. Мол, появится экология - и сразу исчезнет мусор на улицах. Но в школе и так есть многопредметность, дети изучают все это в рамках других курсов.


Большинство из этих инициатив так и не прижилось. Но некоторые, как и астрономия, удачно вписались в другие курсы. Например, про безопасность в интернете теперь рассказывают на информатике и ОБЖ.

А финансовую грамотность изучают уже с детского сада - малышам показывают, какие монетки и купюры сейчас в обращении.

Впрочем, есть и исключения. Например, с 2012 года те же «Основы религиозной культуры и светской этики» преподаются в качестве отдельного предмета. Другое нововведение этого года - возможность сдать ЕГЭ по китайскому языку.

НЕДЕТСКАЯ НАГРУЗКА

Несмотря на все инициативы, добавить в школьное расписание новые предметы не получится по простой причине. В нем просто нет места. Российские школьники - одни из самых загруженных детей в мире!

По данным международного исследования PISA, девятиклассники в России тратят на уроки 25,9 часа в неделю. Еще 22,6 часа уходит на домашние задания. То есть почти две трети своего времени за вычетом сна и выходных.

Их сверстники в Европе напрягаются куда меньше. По данным того же исследования, финские подростки тратят на домашние задания всего 11 часов в неделю. Немецкие школьники сидят за домашней работой вдвое меньше наших, а математику и естественные науки в итоге знают не хуже.

Безымянный.png

Неудивительно, что из года в год звучат призывы сократить учебную нагрузку в школе и отказаться от домашних заданий, как это уже сделали во Франции, Норвегии и Испании. Но российским детям такая сладкая жизнь пока не грозит:

- Думаю, что отменять домашние задания не стоит, - неоднократно высказывалась на эту тему министр просвещения Ольга Васильева. - Оно мобилизирует и закрепляет все те знания, которые получены в классе. Однако, соглашусь, что в школе сейчас идет сумасшедший перегруз. И надо разбираться, чему и как учат детей.

ОЧИСТИТЬ ОТ ЛИШНЕГО

Причины такой высокой нагрузки - как раз в желании объять необъятное. В программы по школьным предметам постоянно добавляется что-то новое, а вот количество учебных часов остается прежним. Вот учителям и приходится задавать на дом все то, что не успели пройти в классе. Но далеко не все дети могут освоить эти знания самостоятельно.

- Нам сейчас приходится давать домашнее задание просто, чтобы успеть пройти все заложенное в программе, - рассказывает Александр Гулин, учитель истории и обществознания московской школы №1828. - На историю отводится два часа в неделю, в профильных классах - четыре часа. Но даже за это время пройти всю программу на уроке невозможно. А увеличить школьную нагрузку нельзя, потому что СанПиНы ограничивают ее 35 часами в неделю. За это время можно максимум дать два профильных предмета, а все остальное учить на базовом уровне.

Врачи и психологи уже в открытую говорят об опасности такого положения дел: нагрузка оборачивается для детей болезнями, стрессами и неврозами. В результате в придачу к аттестату об окончании школы выпускник получает целый букет болячек, начиная от проблем со зрением и пищеварением до испорченной осанки. Так что вместо добавления новых предметов школьную программу предстоит изрядно почистить от всего лишнего.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Олег Смолин, депутат, первый зампред Комитета Госдумы по образованию:

- Ситуация с современной школой противоречивая. Все больше людей старшего поколения убеждены, что раньше в школах учили лучше. С другой стороны, Россия растет в международных рейтингах по образованию, в начальной школе мы в тройке лучших, по чтению наши четвероклассники лучшие в мире.

Однако наши современные школьные программы нарушают ключевой принцип выдающегося психолога Льва Выготского - принцип зоны ближайшего развития. Когда мы пытаемся втолкнуть в наших детей слишком много информации, они перестают знать даже то, что могли бы запомнить при меньшей нагруженности программы. Я знаю историю в одной провинциальной школе, когда весь класс говорит учительнице: «Марь Иванна, мы не поняли». А она руками разводит - ничего не могу сделать, надо успеть выдать материал, идем дальше. Возможно, стоит уменьшить школьную программу, отобрав все наиболее важное.

Пройти и пробежать материал - это разные вещи. Современные дети быстро читают, но если их спросить, что они поняли из книжки, то оказывается, что они ее глазами пролетели, но не прочувствовали. Поэтому, на мой взгляд, школам стоит соблюдать правило «Лучше меньше, да лучше». Важно обеспечить такое количество предметов и такой объем материала, который ребенок сможет не пройти, а прочувствовать и усвоить.

А КАК У НИХ?

ПЧЕЛИНАЯ ИСТОРИЯ