Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Взгляд из Москвы


В ответе за тех, кого научили

В России предложили вернуть распределение выпускников-бюджетников после вузов. Во что это может вылиться - в «обязаловку» или уверенность в завтрашнем дне?

Хоть на зубок пробуй - дипломы самые настоящие! Правда, это еще не залог хорошей работы. Фото: Олег Укладов/ kpmedia.ru

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ

В Советском Союзе, начиная с 1933 года, студентов, получивших диплом, сразу нарекали молодыми специалистами и отправляли куда-нибудь по специальности: в депо, колхозы, медпункты, школы... И только отработав там от трех до пяти лет «для нужд народного хозяйства», те могли отправиться в свободное плавание. Но вот незадача - за это время ребята и девчата обзаводилась семьями, получали бесплатное жилье и пускали всяческие корни. Многие уже и ехать никуда не хотели. Такая модель работала до распада СССР.

В современной России вопрос поднимали не раз. В 2010 году с такой инициативой выступал мэр Москвы Юрий Лужков, четырьмя годами позже - экс-глава Росмолодежи Сергей Поспелов. Тогда Госдума отклонила идею. В начале апреля этого года депутаты уже сами предложили вернуть обязательное распределение.

- Сегодня, по данным Росстата, 52,6 процента получивших дипломы о высшем образовании не могут трудоустроиться из-за того, что у них нет опыта работы. 31 процент - потому что предлагают низкую зарплату (опять же из-за отсутствия стажа), а для четверти выпускников вообще нет подходящих мест, - комментирует законопроект его автор Сергей Вострецов, член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов.

По новому законопроекту бакалавры должны будут отработать четыре года, специалисты - пять лет, а магистры и вовсе шесть. То есть сколько учился, столько и работай. Причем не в частной компании. Молодые специалисты смогут выбрать из нескольких вариантов федеральных или региональных госорганов либо госпредприятий. Можно, конечно, обойтись и совсем без отработки. Но тогда придется в бюджет вернуть деньги, потраченные государством на обучение.



МАМОЧКИ И СОЛДАТЫ

Для многих выпускников такой законопроект может стать спасательным кругом. Молодежь действительно не везде охотно берут. К девушкам относятся с особой опаской, мол, через год-два упорхнут в декрет, а компании еще и раскошелиться на отпуск по уходу за малышом придется. У парней другая проблема. Многие сразу после вуза идут в армию. За время службы забывают все, чему учились, и теряют квалификацию.

- Еще одна причина того, что люди с дипломами не могут найти работу, в том, что у нас полностью отсутствует планирование спроса и предложения отраслевыми министерствами, - говорит Сергей Вострецов. - Никто не учитывает, сколько нужно специалистов для каждой отрасли, чтобы они были обеспечены рабочими местами. Никто не отслеживает, работает ли выпускник по той специальности, на которую учился. Минтруд только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников через страховые взносы. Но как она будет работать, никто пока не знает.

С другой стороны, многие успели раскритиковать инициативу. Основной аргумент: обязаловка невозможна в условиях рыночной экономики, она может спровоцировать отток молодых специалистов за рубеж и поддержку неэффективных предприятий, которые еле держатся на плаву.

- Вопрос неоднозначный. С одной стороны, у людей будет гарантия. С другой - есть свои минусы, - говорит Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. - Молодой человек должен строить сам свою судьбу, а не висеть на шее у государства. Это лишает его воли к развитию. Тот же вопрос рыночной экономики. Если кого-то берут и ведут за руку - это немножко не вписывается в систему свободной конкуренции, в том числе и на рынке рабочей силы.

А В ЭТО ВРЕМЯ


Я БЫ В ФИЗИКИ ПОШЕЛ, ДАЙТЕ ЦЕЛЕВОЕ

В стране уже несколько лет работают программы, позволяющие вчерашним студентам устроиться.

Минтрудсоцразвития России еще в 2009 году предложил альтернативу обязательному распределению: поддерживать выпускников через региональные программы стажировок. Любая компания может взять к себе выпускника, платить ему зарплату, а государство компенсирует эти расходы. Поощряются рублем и работники, которые «опекают» начинающего трудягу. Как показала практика в Вологодской, Воронежской, Калужской и других областях: в семидесяти процентах случаев выпускник остается работать на предприятии. С прошлого года такая же программа на пятьсот миллионов рублей работает в Северо-Кавказском федеральном округе.

Год назад в Сети появилась общая база стажировок и производственных практик профстажировки.рф, сформированная Общероссийским народным фронтом. На сегодняшний день в ней больше пяти тысяч предложений из разных регионов. Есть стажировки только ради опыта, но есть и оплачиваемые. Хорошенько порывшись в базе, можно найти и денежное предложение в Москве.

Еще один путь для выпускника заранее позаботиться о своем будущем - это изначально пойти учиться по целевому направлению, получив его от конкретного предприятия или ведомства. «Инвестор» оплатит обучение студента, но по окончании вуза попросит его отработать на своем предприятии. Договоренность держится не на честном слове, а на договоре между студентом, организацией и вузом. Например, столичный ядерный университет МИФИ плотно сотрудничает с «Росатомом», «Роскосмосом», Минпромторгом и Министерством обороны. Для некоторых абитуриентов это лазейка поступить вне конкурса. Целевикам полагается и повышенная стипендия - от 4 до 12 тысяч российских рублей.

МНЕНИЯ


Денис Фомин-Нилов, кандидат исторических наук, ректор ГАУГН:

- Распределение хорошо работало только в условиях госпланирования. Тогда все отправлялись на отработку. Сегодня совершенно другая реальность. Государство не владеет даже половиной российских предприятий. Хотя есть много госкорпораций, почти вся научная и образовательная сфера подотчетна бюджету. Даже если и попытаться ввести модель распределения, как в Беларуси, в российских реалиях она просто не сработает. Во-первых, ее невозможно будет контролировать. Во-вторых, кто не захочет «распределяться», просто оформит частное предприятие и «фиктивно» пройдет отработку. Чтобы не ехать в далекий регион, например. Это будет дешевле, чем отдавать полную стоимость за обучение. Действительно, сегодня есть запрос от выпускников: трудно устроиться без опыта. Но это скорее проблема самого высшего образования. Выпускник напичкан знаниями, но элементарно не может написать резюме и предложить себя рынку. А этому тоже вузы должны учить студента.

Вагиф Байрамов, доктор социологических наук, ректор МГЭУ:

- Необходим контроль за умными квалифицированными выпускниками. Они должны уметь работать в системе любой экономики - плановая она или рыночная. Многие будут недовольны тем, что придется вернуться в регион, работать несколько лет. А кто там будет работать, если не люди, вышедшие оттуда?! У нас и так сегодня идет отток молодежи в крупные города. Нужно выравнивать эту ситуацию. Путь выпускники возвращаются и обживают провинцию. Поднимают так уровень экономики, промышленности, образования. В советское время студенты выезжали на целину. Мы все прошли через такую модель. Это только закаляет и придает уверенности.

SV-08-infogr-studRF-122.jpg