Клевое дело
В России - одни из самых лучших мест в мире для хорошего улова, но по карману это хобби далеко не всем
Выпуск мальков для экологов настоящий праздник. Они часто приглашают всех желающих, чтобы каждый мог отправить в плаванье свою «золотую» рыбку. Фото: Юлия Пыхалова/kpmedia.ru
РЕКОРДЫ АСТРАХАНИ
Многие знатоки в один голос заявляют: рыбацкое Эльдорадо находится в Астраханской области. Почему регион в топе рейтинга?
- Уникальность наша не только в том, что дельта Волги богата до сих пор рыбой, но и в том, что к этим сокровищам удобно подобраться, - объясняет местный егерь-эксперт Олег Сарана. - Только в Астраханской области вы можете в шесть утра поехать на катере на рыбалку и уже к десяти вернуться назад с полным куканом рыбы. Потом приготовить обед, отдохнуть на базе и, когда спадет жара, снова выехать и поймать трофейного сома.
А вечером еще отужинать им в местном ресторане. Вряд ли еще в стране найдется такой удобный во всех отношениях уголок. Да, есть места, где, может, и крупнее рыба, но пойди еще доберись до этих угодий.
Дорогое удовольствие? Рыболовный бизнес не круглогодичный, и базы должны заработать за сезон на год вперед. Проживание - от шестисот до трех тысяч рублей в сутки. Лодка с мотором - 2,5 тысячи, плюс услуги егеря - одна-три тысячи в день. Конечно, можно приехать дикарем, но когда жара сорок градусов в тени, то вскоре захочется на базу в номер с кондиционером.
- Идут две противоположные тенденции: количество рыбы уменьшается, эффективность орудий лова растет. Технический прогресс не обошел стороной и рыбалку, - говорит Олег Сарана. - Раньше часто не могли поймать такую крупную рыбу, как сейчас. Современные лески, приманки, эхолоты позволяют ставить рекорды.
ТЫВА ПРОТИВ АЛЯСКИ
- В России много великолепных мест, - рассказывает Алексей Чернушенко, директор Центра развития рыболовного туризма и Клуба рыболовных путешествий. - Обская губа - залив Карского моря, там огромное количество рыбы, но туризм не развит в принципе. У Ненецкого автономного округа огромный потенциал. Но с транспортом в этих жемчужинах природы просто беда. Малая авиация стоит безумных денег. В 1970-е везде летали, на байдарках плавали, рыбу ловили и в Красноярском крае, и в Эвенкии - кругом! Сейчас, когда полетный час вертолета стоит от 140 тысяч рублей, это не всем по карману.
К примеру, кто хочет порыбачить в отдаленных местах Якутии, должен собрать на трансфер не меньше миллиона(!) рублей на группу из шести-восьми человек.
- Тыва, где недавно рыбачил Владимир Путин, тоже замечательное место, - продолжает Чернушенко. - Вопрос опять же в наличии инфраструктуры. Из кадров по ТВ все видели, что это совершенно дикий туризм. На той же самой Аляске все выглядит внешне примерно так же, но вам в США предоставят гидросамолет и гида. Вы путешествуете по рекам, ловите лосося, останавливаетесь в избушках в лесу. Но все это организовано и отлажено как система. Отель «Хилтон» строить не нужно, но большие вложения в технику требуются.
КИТАЙЦЫ УДЯТ У НАС
Если в среднем неделя в Астрахани стоит 50 тысяч рублей, то на Камчатке или Кольском полуострове уже 120 тысяч (и это без транспорта). В Карелии - около тридцати тысяч рублей.
Рыбачить можно и отдыхая в Крыму или Краснодарском крае. Несложно добраться и до Калининградской и Ленинградской областей. Они делят Балтийское море с развитой инфраструктурой по берегам. Погуляв по Эрмитажу в Питере, можете отправиться на рыбалку на Ладожское озеро. Есть еще Селигер, Ильмень, Байкал, но всюду нехватка инвестиций.
- Развивается неплохо рыболовный туризм в Средней полосе России. В Подмосковье улучшается сервис, - говорит Алексей Чернушенко. - Поднимать надо туризм в Татарстане, потому что угодья на Волге уникальные. Китайский рыболовный клуб объединяет 64 миллиона членов, к нам они уже толпами приезжают и нахваливают российские уловы. Мы сами не понимаем, какое богатство у нас под ногами. Потенциал развития беспредельный!
Единственное «но» - это мы сами, которые за последние несколько десятилетий поставили под угрозу исчезновения многие виды рыбы. Речь и о браконьерах, и о загрязнении водоемов, и о нерегулируемом вылове.
Без труда не вынуть браконьера из пруда
В России могут исчезнуть многие ценные породы?
СВОБОДУ ОМУЛЮ!
Что говорить, если проблемы есть даже на самом чистом озере страны - Байкале. О сокращении популяции деликатесного омуля известно давно. Но в последнее время даже заговорили о самых радикальных мерах ради спасения этой рыбы.
- Популяция омуля снизилась ниже самой опасной отметки, и это требует решительных мер, - рассказал глава Минприроды Сергей Донской. - Сейчас необходим период полного прекращения добычи этой рыбы.
Правда, недавно дела на Байкале все-таки сдвинулись с мертвой точки. В 2017-м, объявленном Годом экологии, все мощности по воспроизведению фауны озера передали из частной собственности в ведение «Главрыбвода».
- Пошло финансирование, госзаказ. Это хорошо, но никакими деньгами мы не наполним инкубационные аппараты, - сетует директор Байкальского филиала «Госрыбцентра» Владимир Петерфельд. - Нужна икра, нужны производители, но, к сожалению, ситуация такая, что у нас постоянно снижается количество заходящих на нерест омулей. За последние несколько лет оно упало в два раза. Три омулевых рыбзавода стоят в плане на реконструкцию. Первые шаги сделали, но проблем много. И главная из них - браконьерство. Сергей Донской уже заявил, что рассматривает привлечение Росгвардии к борьбе с нарушителями.
С другой стороны, по оценке Росрыболовства ситуация с запасами рыбных ресурсов в России в целом стабильная. Есть проблемы только по отдельным видам рыбы, зачастую ценных пород.
- Тяжелой остается ситуация с восстановлением популяции осетровых в Каспийском море. Понадобится еще восемь-десять лет, прежде чем можно будет обсуждать вопрос о снятии запрета на промышленный вылов, - рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. - С прошлого года временно не выставляем квоты на вылов мойвы в Баренцевом море. Решение приняли на уровне двусторонней комиссии с Норвегией.
Под угрозой оказались популяции семги в бассейне Баренцева и Белого морей, а также сиговые и осетры в низовьях рек Западной Сибири и губ Карского моря.
ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ - В МЕНЮ
Ситуацию помогают выправлять рыбзаводы, которые в последнее время модернизируют. Благодаря им объем производства мальков в РФ увеличился в прошлом году почти на четверть - до 31,3 тысячи тонн. Перед «Главрыбводом» также стоит задача создать три селекционных центра: в Карелии, на юге страны и в Сибири. Кстати, Карелия - общероссийский лидер по выращиванию товарной форели. Здесь работают 56 хозяйств. С 1993 года объем вырос в десятки раз.
- Ситуация постепенно улучшается, - говорят ученые Югорского рыбоводного завода. - Этим летом мы выпустили 27 миллионов мальков в реки Югры. Потомство вырастили из икринок. Все это ценные породы - муксун и пелядь.
И таких примеров хватает.
В Новосибирской области развернули программу воспроизводства сибирского осетра, занесенного в Красную книгу. Рыбные хозяйства Саратовской области выращивают стерлядь. Ее стало практически невозможно поймать после строительства ГЭС и плотин на Волге. В Ленинградской области Волховский рыбоводный завод восстанавливает популяцию сига и его собрата - лудоги.
Если намеченные программы будут выполнены, то любимые всеми породы рыб удастся спасти для потомков.