Ежик выйдет из тумана...
Советская анимация, считавшаяся лучшей в мире, чуть не потерялась в бурные 90-е, как Чебурашка в апельсинах. Казалось, навсегда. Но последние пару лет европейские и американские дети взахлеб смотрят наших «Смешариков» и «Машу и Медведя». Как обстоят дела в российской индустрии для самых маленьких, мы расспросили ведущих отечественных мультипликаторов
НОВЫЕ ЧЕБУРАШКИ
Сегодня мультфильмы Made in Russia покупают в десятках стран. Они стали самой востребованной и коммерчески успешной частью экспорта российского кинематографа. Аудитория - сотни миллионов зрителей в разных уголках Земли. Об этом говорил и Владимир Путин на встрече с работниками индустрии.
- Действительно, чудовищный провал был в 90-х годах, - вспоминает глава Ассоциации анимационного кино России, соавтор идеи сериала «Смешарики» Илья Попов. - Работали на голом энтузиазме. Пока не пришли современные продюсеры. Молодое срослось со старым, и наши проекты пробились на зарубежные рынки.
- «Смешарики», например, не просто пробились, а завоевали мир. В шести десятках стран идут на пятнадцати языках с ежедневной аудиторией в пятьдесят миллионов человек. В чем секрет такой популярности?
- В ярких, как тот же Чебурашка, образах, но абсолютно не повторяющих других персонажей. К тому же сюжет построен не на уже приевшейся борьбе добра со злом. Плюс - тонкий юмор с подтекстом. Делаем сериал для детей, но так, чтобы и взрослым было интересно. Это первый масштабный российский, а не зарубежный анимационный сериал. Зрители такого ждали.
«ШРЕК» ОТДЫХАЕТ
- Возможно ли импортозамещение в полном объеме?
- Это вопрос конкуренции. Мы никогда не выступали за какие-то запреты для иностранцев. Наша задача - отвоевать зрителя.
- Получается?
- Пока не так, как хотелось бы. Объемы производства в России и за рубежом несопоставимы. Допустим, в Китае выпускают анимации в 25 раз больше. Крупных студий в нашей стране всего шесть. В остальном - маленькие творческие артели, создающие небольшие фильмы. Для короткометражной авторской анимации это нормально. Они даже побеждают на кинофестивалях. Но если говорить про конкуренцию за зрителя, то здесь, помимо качества, важно и количество.
Если будем снимать, как в советское время, по одному фильму в год, пусть даже супергениальному, то мы растворимся в этом потоке. Нас перестанут вообще замечать. Кстати, анимация здорово помогает отечественной промышленности. Одна только цифра - внутренний рынок производства детских товаров по лицензиям российских персонажей составляет более пятисот миллиардов рублей.
- Насколько важна тут поддержка государства?
- Если наша цель стать одним из мировых лидеров и развивать анимацию, в том числе как элемент мягкой силы во внешней культурной политике (ведь мультфильмы, несомненно, влияют на восприятие тех же европейцев и отношение к нам), то без господдержки это невозможно. Мы предлагаем увеличить ее хотя бы вдвое. И тогда это будет лишь половина бюджета какой-нибудь из серий «Шрека». Но на эти деньги придут частные инвестиции, и совокупность мер позволит в ближайшие пять лет утроить производство и экспорт.
- Уже есть новые проекты для этого?
- В первую очередь «Малышарики» - один из немногих в мире проектов для детей двух-четырех лет. Для этого возраста снимают крайне мало. Хотя девяносто процентов этих малышей, согласно исследованиям, уже сами могут пользоваться планшетами и смартфонами. «Малышарики» быстро набрали в Сети больше миллиона просмотров.
ЦЕННЫЕ КАДРЫ
«Колобок в пустыне» дешевле трех богатырей
Генеральный директор студии «Мельница» Александр Боярский - о том, откуда берутся современные мультфильмы
- Недавно водила внуков на американский мультфильм. Перед показом прошла реклама еще 10 американских мультфильмов. Стало обидно: по-моему, существует диспропорция в прокате наших и зарубежных фильмов.
- Вы правы: диспропорция есть. Технически решить проблему не сложно. Сложность – в дефиците творческого элемента и хороших сценариев. В США только в Гильдии сценаристов трудится 12 тысяч человек, а у нас их очень мало. Поэтому отечественная анимация медленно развивается.
Но могу вас обрадовать: ситуация постепенно выправляется, в России появляются новые студии и хорошие фильмы, наши люди научились работать и понимать, что зрителю нужно.
Профи - на вес золота
- Где готовят аниматоров?
- В некоторых российских вузах есть факультеты, где их готовят. На практике, каждая студия сама готовит себе специалистов. В мультипликацию попадают люди, как правило, уже с высшим образованием. У нас, например, есть уже состоявшиеся художники с академическим образованием. На подготовку аниматора уходит, как минимум, 3 года практики, и только потом будет понятно, получился специалист или нет. Профи здесь на вес золота. Ведь аниматор - это прежде всего артист, умеющий рисовать, ведь он должен передать и душевное состояние героя, и пластику, даже если герой – шарик или веревочка. Аниматор должен чувствовать своего героя.
При нашей студии есть 5-месячные бесплатные курсы, мы студентам даже стипендию платим. Потом берем их на работу. Но здесь тоже не все просто. Приходит, допустим, 70 абитуриентов. Мы берем 25 человек, а к окончанию курсов остается 10-15. Не справляются.
Учим детей добру и держим планку
- При работе над мультфильмами политическую, идеологическую составляющую учитываете?
- Составляющая второго, третьего плана может быть любая. В «Илье Муромце», например, мы делали упор на историю. Политическую составляющую никто специально не вносил, но если она проявилась и получилось смешно, удачно, актуально - почему бы не пошутить?
Об идеологии тоже не думаем, учитываем, что мультфильмы оказывают сильнейшее воздействие на детей. Под их влиянием формируется поведение юного зрителя , отношение к друзьям, в какой-то степени, даже жизненная позиция. Поэтому стараемся учить детей добру и не позволяем себе опуститься до уровня, на котором можно было бы привлечь не особо взыскательного зрителя. Мы планку держим.
- Современная тенденция – это мультфильм в стиле Голливуда. Почему не советские? Ведь чудесные были мультики. И дети их до сих пор любят.
- Голливуд по уровню и качеству – ориентир для всей планеты. Если говорить о советских мультиках, то они, как правило, короткометражные. Сегодня подход к созданию мультфильмов изменился: они должны не только зрителю понравиться, но и принести студии прибыль, на которую она могла делать и не прибыльные фильмы, в том числе.
Но сделать короткометражный фильм – полдела: его нужно как-то на телевидение запустить, чтобы его увидел широкий зритель. А телевидению нужен либо полнометражный фильм, либо сериал – то, что приносит деньги. Это серьезная проблема.
Хороший фильм делают 5 лет
- Сколько стоит снять хороший мультфильм?
- Времени и денег уходит много. Рисованный мультфильм 2D обойдется от 100 млн рублей до 200 млн рублей - в зависимости от количества персонажей и сложности. На «Колобок в пустыне» уйдет минимум средств, если в фильме масса персонажей, он будет дороже. Чтобы нарисовать такой мультфильм, нужно два года. Сделать мультфильм 3D - от 300 миллионов до 900 миллионов и выше. Работают над ним 3-5 лет: он гораздо сложнее. «Урфина Джюса» мы делали 5 лет.
Мастерству учимся у французов
- Кто к кому за опытом ездит: мы к иностранцам или они к нам?
- Мы приглашаем их к себе: во Франции есть замечательная анимационная школа «Гобелены». Ее специалисты работают в Голливуде, Швейцарии. Несколько раз мы приглашали их к себе, проводили мастер-классы. Они недели полторы читали нам курс лекций по разным специальностям и высоко оценили подготовку наших сотрудников.
Рисунков в мультике, в среднем, 250 тысяч
- Как за последнее время изменился труд мультипликатора?
- Существенно. Раньше это был гигантский и адский труд. Сначала все рисовалось на кальке, затем контровалось на целлулоиде и обводилось тушью пером. А рисунков, в среднем, - 250 – 300 тысяч. Каждый контур заливали своим цветом. Потом все это снимали камерой на специальном столе.
Сейчас калька тоже рисуется, но сканируется и идет в прорисовку на компьютере или планшете. Аниматор рисует суть, образ, пластику - грубо, широкими мазками, толстыми карандашами, без деталей. Художник прорисовывает детали - и волосы, и пуговки. Цвет заливают тоже на компьютере.
- Что в планах?
- Сейчас рисуем фильм «Три богатыря и принцесса Египта», под Новый год выйдет. Делаем второго «Урфина», разрабатываем следующих «Богатырей», приступили к работе над новым сериалом. Он уже в довольно ощутимом виде, нам очень нравится. И пишем следующий сценарий. Так что планов много. Осталось их реализовать.
АЛЬМА-МАТЕР
Кот Матроскин снова скажет «мяу»
«Союзмультфильм» снимет продолжение легендарного сериала «Трое из Простоквашино».
Такая возможность у альма-матер отечественной анимации появилась после подписания контракта с крупнейшим молочным производителем, выпускающим продукцию под брендом «Простоквашино». Сумма договора - пятьсот миллионов рублей. Столь щедрых спонсорских вливаний на «Союзмульфильме» не видели уже четверть века.
- Мы собираемся снять за три года тридцать новых эпизодов по шесть с половиной минут. Появятся новые герои, но непременно останутся главные лица - Дядя Федор, Шарик и Матроскин, - рассказала председатель правления студии Юлиана Слащева. - Покажем, как изменилось «Простоквашино» вместе со страной за прошедшие десятилетия.
Последняя из вышедших серий датирована 1984 годом. И вот новая встреча. Причем мультипликаторы будут применять технику, комбинирующую форматы 2D и 3D. Первые серии зрители могут увидеть уже в будущем году.
Также в планах студии снять полнометражный фильм про еще одного мульткумира - попугая Кешу. Рабочее название - «Кеша на Таити», вполне в духе времени. Съемки стартуют в будущем году. Премьера запланирована на 2020-й.
Вообще нынешний год для «Союзмульфильма» обещает стать по-настоящему прорывным.
- Мы активно работаем над созданием российского анимационного технопарка на нашей базе, где смогут работать малые и средние студии, - делится планами Юлиана Слащева. - разместим коллег в новом здании на льготных условиях. Предоставим технологическую, юридическую и финансовую поддержку. Мультипликация - дело серьезное. И заниматься ею надо серьезно. На современном уровне.