Уж ЗОЖ невтерпеж
Минздрав России разработал стратегию пропаганды здорового образа жизни до 2025 года
Рабочий документ еще находится на согласовании в правительстве. Но в обществе уже активно обсуждают: должны ли чиновники «давить» на население? Основные вопросы для дискуссий - покупка алкоголя после 21 года и борьба с фастфудом.
КУДА ПОДЕВАЛАСЬ БОДРОСТЬ ДУХА?
В СССР здоровый образ жизни был настоящим культом. Начиная с 1930-х годов руководство при помощи ряда законов и создания ответственных органов вело повсеместную пропаганду ЗОЖ. Во дворах расклеивали плакаты о вреде пьянства и курения. Взрослые на заводах, дети в детсадах и школах перед уроками делали зарядку. Еще сдавали нормы ГТО.
Сейчас никакой «принудиловки», а со здоровьем у населения проблем все больше. По данным ВЦИОМ, сегодня не пьет и не курит, за исключением праздников, только треть россиян. Около 68 процентов смертей можно было бы избежать, если бы человек вовремя отказался от вредных привычек, следил за питанием и занимался спортом.
ПРИВИВКА ПО СМС
Что предлагает Минздрав? К 2025 году частные и государственные клиники должны соответствовать новым стандартам. Каждый медцентр для лечения онкологии, сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний обеспечат необходимым по крайней мере на 80 процентов. Сейчас этот показатель не превышает 60 процентов даже в больших городах, в маленьких этот уровень еще ниже.
- Сейчас все государственные медучреждения имеют минимальный ассортимент лекарств для оказания бесплатной помощи. В каждом регионе он регулируется территориальными программами. Частники препараты покупают за свой счет, - пояснили «СВ» в медицинском центре «Корсаков».
Реформу хотят провести за счет федерального бюджета с привлечением инвесторов. Но как заманить бизнес на эту стезю, пока не придумали.
Второй важный шаг. Через три года проходить диспансеризацию должны не меньше 70 процентов россиян. Сейчас к медикам на плановую проверку добираются только 22 процента. Стратегия ЗОЖ расширит перечень исследований, позволяющих выявить онкологию на ранней стадии.
Прививать народ от гриппа предлагают тоже поголовно. В этом году должно заработать адресное СМС-информирование - в сообщениях расскажут, где и когда можно пройти диспансеризацию и бесплатную вакцинацию.
Спортплощадки и велодорожки, по расчетам чиновников, в скором будущем должны быть практически возле каждого дома. Причем не только для детей и взрослых, но и специальные для инвалидов. Строить их предлагают из федерального бюджета.
ВМЕСТО БУРГЕРА - МОРКОВКА
Следующий серьезный пункт - ограничение распространения фастфуда и его рекламы по ТВ. Сладкие газировки, чипсы и шоколадные батончики планируют вытеснять здоровой едой. Для этого придумали строить государственные столовые с диетическим меню. Эксперты к этой идее сразу отнеслись скептически.
- Создание таких кафе с точки зрения экономики - бесперспективно. Кто за все это будет платить? Две-три столовые в одном городе проблему не решат. Россия и Беларусь заинтересованы в том, чтобы жители двух стран были здоровыми. Но это нужно делать через пропаганду - говорить о разнице между традиционной кухней и фастфудом. Производителям здоровой пищи можно предоставлять льготную аренду или бесплатную рекламу на телевидении. Это простимулирует малый бизнес, а также создаст общественную атмосферу по поддержке движения ЗОЖ, - считает эксперт клуба «СВ», профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Межевич.
Кстати, «предоставить налоговые льготы производителям здорового питания» - такой пункт в программе тоже есть. Но пока без конкретики.
Минсельхоз и Минпромторг уже не первый год пытаются ввести акцизы и маркировку на вредные продукты с избыточным содержанием жира и сахара. Теперь к ним присоединился и Минздрав. Сейчас полуфабрикаты засыпают солью и консервантами, чтобы усилить вкус и увеличить срок годности. Производителей, которые этим злоупотребляют, могут обязать платить дополнительный налог с продаж. Расчет на то, что в магазинах станет больше чистой продукции, вредную по завышенной цене брать станут меньше. Как результат, по мнению чиновников, производители перестанут устраивать «пересол на столе». А народ станет съедать в среднем на пятнадцать процентов меньше соли, чем раньше. Благодаря этому снизится количество больных диабетом и страдающих ожирением.
МНЕНИЕ
«Медицинская цензура -это перебор»
Алексей Волин, замглавы Минкомсвязи РФ:
- Люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан - это чрезмерно. Не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие нет. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог. У нас были разные цензуры - военные, политические за всю историю Советского Союза. Ну вот даже в СССР цензуры медицинской у нас не было.
МАРКИРОВКА
«21+»Выпить? Нос не дорос!
Самый обсуждаемый шаг - увеличение возрастного ценза на продажу алкоголя.
Сейчас купить спиртное могут только те, кому исполнилось восемнадцать лет. Уже в этом году хотят ввести ограничение - продавать не раньше 21 года. Медики уверены, что это наполовину уменьшит уровень суицидов и нежелательных беременностей у молодежи. Судя по опросам ВЦИОМ, за повышение минимального возраста уже высказались 77 процентов россиян.
Также чиновники предлагают ограничить доступ к «виртуальным попойкам». Сегодня в Сети десятки нелегальных сайтов торгуют спиртосодержащими напитками.
- Предлагается запретить перемещение по России немаркированной алкогольной продукции, ввести внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о продаже алкоголя дистанционным способом, запретить продажу спиртосодержащей продукции через автоматы, - заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.
Этот вопрос пока остается открытым. В начале декабря Минэкономразвития предложило, наоборот, легализовать дистанционную торговлю алкоголем. Идею поддержали Министерство финансов и Минпромторг. В ближайшее время ведомства пообещали подготовить специальный законопроект.
Скрытую рекламу алкоголя предлагают в ближайшем будущем ограничить. Сказкам про безалкогольное пиво и его чудесный вкус доступ в эфир будет заказан.
Кроме этого, акцизы на алкоголь и табак должны увеличиваться. Последнее повышение было в ноябре 2016 года. Цены бьют по кошельку, и бутылки с папиросами начинают выпадать из потребительской корзины.