Cтолица будущего
В Генпланы развития Москвы и Минска внесены изменения. Какими мы увидим наши главные города через 10-15 лет?
ИЗ ЦЕНТРА - НА ПЕРИФЕРИЮ
Действующий Генплан принят в 2010 году и рассчитан до 2025-го. Его пришлось менять из-за того, что в 2012 году в границы города включили Троицкий и Новомосковский административный округ. Тогда Москва выросла почти в 2,5 раза, а жителей стало 12,3 миллиона человек. По прежним расчетам эту цифру должны были достичь лишь в 2025-м. Сейчас готовятся публичные слушания, на которых обсудят документ.
Шесть лет назад власти разделили всю территорию столицы на зоны стабилизации и развития. Первая - это 20 процентов Москвы, центр и старые спальные районы. Строить здесь ничего не планируют, только вести капитальный ремонт. А вот на оставшихся 80 процентах уже вовсю сносят старые дома, в том числе 9- и 12-этажки, и возводят новые. Под застройку отдали и промзоны - половину из 20 тысяч гектаров. 16 из 66 производств в пределах МКАД ликвидировали, еще 20 сократили.
Главная проблема, которую пытаются решить - структурный дисбаланс. В центре Москвы сосредоточено 40 процентов рабочих мест. Выход - создать деловые центры на периферии.
Бизнес-районы появятся рядом с новыми транспортными узлами: около станций Московского центрального кольца и Третьего пересадочного контура метро, вдоль Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, Южной рокады. Кроме офисных и торговых площадей, планируется строить жилые комплексы.
ТРАНСПОРТНЫЙ ОТВЕТ ДЛЯ НЬЮ-МОСКВИЧЕЙ
Беда Новой Москвы - транспортная инфраструктура. На дорогах километровые пробки, автобусов не хватает. Спасет ситуацию железная дорога.
- По округу проходит Курское направление Московской железной дороги. Проложим линии скоростного трамвая, которые будут доставлять пассажиров к станциям, где можно пересесть на электрички, - говорит главный инженер института Генплана Москвы Михаил Крестмейн. - Туда уже пришло метро - станция «Саларьево». Ее превратят в пересадочный узел, куда будут подъезжать автобусы и маршрутки.
Кстати, скоростным трамваям в Генплане уделяется большое внимание - как самому экологичному транспорту. За двадцать лет во всех округах столицы проложат 12 линий общей протяженностью 220 километров.
ВМЕСТО СВАЛКИ - ПАРКИ
Со следующего года в столице на строительство дорог будут тратить по 150 миллиардов рублей - на треть больше, чем сейчас.
- Новые территории требуют новых дорог. В районах Новой Москвы, где пройдет метро, проложим автотрассы, чтобы к станциям можно было проехать, - говорит заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Самые масштабные объекты дорожного строительства в столице - две хорды, Северо-Западная и Северо-Восточная. Трассы протяженностью 29 и 26 километров соответственно обещают сдать в 2019-м. Хорды соединят уже существующие автомагистрали и помогут разгрузить ТТК и МКАД.
Основательно займутся берегами Москвы-реки - достроят и благоустроят набережные.
- Ситуация плачевная. Долгое время незаконно сбрасывали строительный мусор, так что теперь в Мневниковской пойме образовалась огромная свалка, - рассказал Михаил Крестмейн. - Территорию кардинально облагородят. Там появятся парламентский центр, стадион, новый парк.
5 проектов, которые ждет вся страна
1. Стадион «Лужники», конец 2016 года
Главную арену страны вот-вот закончат обновлять: завершить все работы должны к концу года. Реконструируют 80-тысячный стадион к чемпионату мира по футболу-2018. Именно здесь пройдет и матч открытия первенства, и финал турнира.
«Фишкой» стадиона станет одна из крупнейших смотровых площадок мира на одном из верхних ярусов Большой спортивной арены, а также огромный светодиодный экран прямо на крыше.
2. Колесо обозрения на ВДНХ, 2017 год
Этим летом ВДНХ остался без гигантского «чертова колеса», который отслужил свое. На смену придет современная 135-метровая конструкция. Ее установят слева от Южного входа за павильоном № 7 «Семена». С нового колеса обозрения можно будет увидеть башни «Москва-Сити», гостиницу «Космос», «Москвариум» и многое другое. Кабинки будут закрытыми, так что насладиться видом получится при любой погоде. Рядом расположатся кинотеатр, музей восковых фигур и парк аттракционов с американскими горками.
3. Парк «Зарядье» у Кремля, конец 2017 года
Новая зеленая зона появится на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия». Тут создадут сразу четыре климатические зоны, характерные для России: тундра, степь, болото и лес. Именно отсюда туристы будут начинать прогулки по Москве.
4. «Остров мечты», 2018 год
Российский аналог Диснейленда обещают построить в Нагатинской пойме. Хоть франшиза на парк и куплена у американской компании, акцент сделают на героев наших мульфильмов - в центре возведут огромный павильон «Союзмультфильма». Также в огромном детском парке развлечений появятся: замок Дракулы, настоящие джунгли с динозаврами, деревня смурфиков и штаб черепашек-ниндзя.
5. Пушкинский музей, 2022 год
Усадьба Вяземских, расположенная за зданием музея имени Пушкина, превратится в Галерею старых мастеров. Сейчас в особняке XVII века полным ходом идет реконструкция. Когда завершится, на шести тысячах квадратных метров выставят полотна европейских художников XIII - XIX веков. Проектом предусмотрены и реставрационные мастерские, хранилища для фондов музея, образовательный центр. А в 2019-м закроют на капитальный ремонт главное здание музея. В итоге площадь музейного городка вырастет почти в два раза.
НУ И НУ!
Модель будущего помогли создать… нарушители ПДД
Чтобы собрать данные о дорожном движении, мэрия запустила передвижную лабораторию. Авто с кучей аппаратуры колесило по городу и фиксировало интенсивность транспортных потоков, среднюю скорость машин, расстояние между ними. Кроме того, техника отмечала, где водители позволяют себе превышать скорость, парковаться в запрещенных местах и выезжать на встречку.
Все эти данные использовали в новом Генплане. Нарушители показали слабые места и помогли создать компьютерную модель города в будущем.
- Она позволяет спрогнозировать, какой будет ситуация на конкретном участке или развязке через пять и даже через десять лет при той градостроительной политике, которую примет город,- объяснил замдиректора Института Генплана Александр Колонтай.
ПОДЗЕМКА
Метровым шагом
За десять лет протяженность подземных путей вырастет в полтора раза.
В российской столице идет такая масштабная стройка, какой москвичи не видели десятилетия.
- Метрополитену - 80 лет, построено триста километров линий. За десять лет нужно проложить 160 километров, - делится планами заммэра Москвы Марат Хуснуллин. - В планах на следующий год - открыть десять станций.
А еще через год - запустить новую «розовую» ветку метро - Кожуховскую, которая соединит центр столицы с востоком и юго-востоком столицы.