САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Взгляд из Москвы

Автор Ив Гайдаш

Молодец в кафтане, девка в сарафане

В русском национальном костюме есть что-то волшебное и завораживающее. А носить одежду с элементами национальных мотивов сегодня не только ярко, но и модно

Девушка в павлопосадском платоке выполненном в исконно русском стиле. Фото: Ахмадуллин Дмитрий/ kpmedia.ru

В ПРОШЛЫЕ ВЕКА


По отделке костюма можно было судить к какому сословию принадлежит человек и откуда он родом. Русичи считались народом-земледельцем, это и повлияло на образ национального костюма, его крой, орнамент и отделку. Русский национальный костюм стал складываться с XII веке. Его носили все сословия вплоть до XVIII века, пока Петр I не выпустил указ, запрещающий знати носить национальную одежду.

Русский костюм отличался многослойностью и богатством отделки. Украшали одежду вышивкой серебряными и золотыми нитками, бисером и даже драгоценными камнями. Крой использовали прямой или расклешенный. Талию не подчеркивали, а цвета в основном были яркими.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Справа: женский праздничный костюм. Рязанская губерния, Касимовский уезд. Вторая половина ХIХ в. Слева: женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Середина XIX в. Фото: wikimedia.org

СМАЛЧИВАЙ, НЕВЕСТКА, САРАФАН КУПЛЮ

Женская одежда отличалась в зависимости от региона. Северные женщины носили сарафан поверх рубахи и кокошник, а у южанок был комплект, состоящий из рубахи, длинной юбки-поневы (понева вероятно в значении обнять) и кички – головного убора с рогами.

Сарафан подвязывали на талии поясом. Потерять пояс считалось позором для девушки. Отсюда и появилось выражение: «Без креста, без пояса», значит быть бессовестным. Пояс считался оберегом, на нем вышивались орнаменты и слова из молитв. Девушки использовали свои пояса в гаданиях на замужество или в заговорах от болезней.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Женский свадебный костюм: рубаха, понёва, нагрудное украшение, пояс. Воронежская губерния, Бирюченский уезд. 1870-е - 1880-е гг. Фото: wikimedia.org

Фартук же носили в повседневной жизни. Рубаху шили из льна или хлопка, реже из шелка. Подол, рукава и ворот украшали вышивкой, тесьмой, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Девичий праздничный костюм: рубаха, сарафан, коротена (нагрудная одежда), повязка, ожерелок. Архангельская губерния, мезенский уезд. Конец 19-начало 20 в.в. Всероссийский музей декоративно прикладного и народного искусства. Фото: wikimedia.org

РУССКАЯ РУБАХА БЕЗ ЦВЕТНЫХ ЛАСТОВОК НЕ ЖИВЕТ

Основным элементом мужского национального костюма была холстовая рубаха «косоворотка» длиной либо до колен, либо до середины бедра. Свое название она получила из-за разреза по вороту, который делали как правило с левой стороны. Праздничные рубахи украшались по вороту, подолу и рукавам тесьмой или вышивкой. Узоры состояли из растительных или геометрических орнаментов. Свадебную рубаку украшала будущая жена. Красная вышивка невесты носила сакральный смысл и считалась оберегом семейного счастья. На свадьбе именно мужским поясом соединяли руки молодых.

В теплое время года в качестве головного убора использовалась вяленая серая шапка «грешевик» или плетенная из соломы шляпа с широкими полями. На свадьбу головные уборы украшались разноцветными лентами и большим цветком. Зимой носили меховые шапки - малахаи.

Верхней одеждой были тулупы, шубы и полушубки, длинные приталенные кафтаны, зипуны, свиты. Ту или иную вещь надевали в зависимости от погоды поверх рубахи и подпоясывали широким меховым кушаком.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Холстовая рубаха «косоворотка». Фото: wikimedia.org

ОРНАМЕНТ

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Молодец в кафтане, девка в сарафане


ФОЛЬКЛОР ОТ КУТЮР

Хотя сегодня никто уже не ходят по улицам в национальных костюмах, но фольклорные мотивы остаются неиссякаемым источником вдохновения для современных дизайнеров. Принято считать, что Ив Сен-Лоран первым стал активно использовать славянские мотивы в своих коллекциях. В 1976 году кутюрье представил миру свою коллекцию «Русские сезоны», навеянную гастролями русского балета в Европе. Еще раньше, в начале 20 века, французский дизайнер одежды Поль Пуаре сразу после первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, создал коллекцию, в которой звучат мотивы русских орнаментов.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Знаменитая коллекция французского кутюрье «Русские сезоны». Кадр из фильма «Сен-Лоран. Стиль - это я»

Ну и современные реалии: модный дизайнер Денис Симачев уже не раз «разукрашивал» хохломой российскую модную богему. Коллекция осени 2013 года от бренда Valentino также была пронизана знакомыми сине-белыми узорами. Женская одежда и обувь с национальными элементами присутствует в коллекциях Алены Ахмадуллиной, Анны и Алексея Бородулиных, Вячеслава Зайцева.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

Раиса Кирсанова, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания:

Как говорил известный этнограф и переводчик П.Г. Богатырев, собирать костюм начинают тогда, когда он исчезает. В России собирание началось в конце 18 столетия, и под Россией в данном случае я подразумеваю все славянские народы, входившие в состав Российской империи, а также тюркоязычных представителей кавказского региона, молдаван, народов крайнего севера и всех других этносов, проживавших в единых государственных границах.

Костюм может быть очень точным и выразительным способом национальной самоидентификации.

Традиция всегда будет питать творчество дизайнеров. Орнамент, цвет и конструкция, олицетворяющие тип красоты данного народа постоянно и повсеместно привлекают художников.

Как сочетать современную одежду с национальными мотивами? Есть единственное правило - уважение к наследию предков, вкус и чувство цвета. По определению А. Бенуа, традиционный костюм - это праздник, а к празднику следует приучать с детства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь выдаст Турции ее гражданина, обвиняемого в убийстве
  2. Полковник Райснер: ФАБ-3000 ВС России полностью уничтожают пункты размещения ВСУ
  3. В России поддержат развитие креативных индустрий
  4. Северный флот сообщил о развертывании сил в Баренцевом море в рамках масштабных учений ВМФ
  5. Володин принял участие в церемонии инаугурации президента Ирана
  6. В России легализован майнинг криптовалют
  7. Владельцев блогов и каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков обяжут передавать сведения о себе в Роскомнадзор
  8. Госдума усилила госконтроль за соблюдением трудовых прав граждан
  9. Белорусские пограничники задержали украинца с поддельным паспортом
  10. Госдума приняла поправки, ограничивающие число сим-карт на одного человека
  11. Госдума РФ приняла законы о запрете треш-стримов
  12. Приговоренный в Беларуси к казни немец попросил Лукашенко о помиловании
  13. Вячеслав Володин прибыл в Тегеран на инаугурацию Масуда Пезешкиана
  14. Владимир Путин принял с докладом главу «Ростеха» Чемезова
  15. Минобрнауки предлагает строить жилье для аренды студентами рядом с вузами

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

В космосе только девушки

Юлия Новицкая

Сейчас уже не удивляются, когда слышат, что женщины работают в открытом космосе.

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также