САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Взгляд из Москвы

Автор Ив Гайдаш

Молодец в кафтане, девка в сарафане

В русском национальном костюме есть что-то волшебное и завораживающее. А носить одежду с элементами национальных мотивов сегодня не только ярко, но и модно

Девушка в павлопосадском платоке выполненном в исконно русском стиле. Фото: Ахмадуллин Дмитрий/ kpmedia.ru

В ПРОШЛЫЕ ВЕКА


По отделке костюма можно было судить к какому сословию принадлежит человек и откуда он родом. Русичи считались народом-земледельцем, это и повлияло на образ национального костюма, его крой, орнамент и отделку. Русский национальный костюм стал складываться с XII веке. Его носили все сословия вплоть до XVIII века, пока Петр I не выпустил указ, запрещающий знати носить национальную одежду.

Русский костюм отличался многослойностью и богатством отделки. Украшали одежду вышивкой серебряными и золотыми нитками, бисером и даже драгоценными камнями. Крой использовали прямой или расклешенный. Талию не подчеркивали, а цвета в основном были яркими.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Справа: женский праздничный костюм. Рязанская губерния, Касимовский уезд. Вторая половина ХIХ в. Слева: женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Середина XIX в. Фото: wikimedia.org

СМАЛЧИВАЙ, НЕВЕСТКА, САРАФАН КУПЛЮ

Женская одежда отличалась в зависимости от региона. Северные женщины носили сарафан поверх рубахи и кокошник, а у южанок был комплект, состоящий из рубахи, длинной юбки-поневы (понева вероятно в значении обнять) и кички – головного убора с рогами.

Сарафан подвязывали на талии поясом. Потерять пояс считалось позором для девушки. Отсюда и появилось выражение: «Без креста, без пояса», значит быть бессовестным. Пояс считался оберегом, на нем вышивались орнаменты и слова из молитв. Девушки использовали свои пояса в гаданиях на замужество или в заговорах от болезней.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Женский свадебный костюм: рубаха, понёва, нагрудное украшение, пояс. Воронежская губерния, Бирюченский уезд. 1870-е - 1880-е гг. Фото: wikimedia.org

Фартук же носили в повседневной жизни. Рубаху шили из льна или хлопка, реже из шелка. Подол, рукава и ворот украшали вышивкой, тесьмой, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Девичий праздничный костюм: рубаха, сарафан, коротена (нагрудная одежда), повязка, ожерелок. Архангельская губерния, мезенский уезд. Конец 19-начало 20 в.в. Всероссийский музей декоративно прикладного и народного искусства. Фото: wikimedia.org

РУССКАЯ РУБАХА БЕЗ ЦВЕТНЫХ ЛАСТОВОК НЕ ЖИВЕТ

Основным элементом мужского национального костюма была холстовая рубаха «косоворотка» длиной либо до колен, либо до середины бедра. Свое название она получила из-за разреза по вороту, который делали как правило с левой стороны. Праздничные рубахи украшались по вороту, подолу и рукавам тесьмой или вышивкой. Узоры состояли из растительных или геометрических орнаментов. Свадебную рубаку украшала будущая жена. Красная вышивка невесты носила сакральный смысл и считалась оберегом семейного счастья. На свадьбе именно мужским поясом соединяли руки молодых.

В теплое время года в качестве головного убора использовалась вяленая серая шапка «грешевик» или плетенная из соломы шляпа с широкими полями. На свадьбу головные уборы украшались разноцветными лентами и большим цветком. Зимой носили меховые шапки - малахаи.

Верхней одеждой были тулупы, шубы и полушубки, длинные приталенные кафтаны, зипуны, свиты. Ту или иную вещь надевали в зависимости от погоды поверх рубахи и подпоясывали широким меховым кушаком.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Холстовая рубаха «косоворотка». Фото: wikimedia.org

ОРНАМЕНТ

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Молодец в кафтане, девка в сарафане


ФОЛЬКЛОР ОТ КУТЮР

Хотя сегодня никто уже не ходят по улицам в национальных костюмах, но фольклорные мотивы остаются неиссякаемым источником вдохновения для современных дизайнеров. Принято считать, что Ив Сен-Лоран первым стал активно использовать славянские мотивы в своих коллекциях. В 1976 году кутюрье представил миру свою коллекцию «Русские сезоны», навеянную гастролями русского балета в Европе. Еще раньше, в начале 20 века, французский дизайнер одежды Поль Пуаре сразу после первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, создал коллекцию, в которой звучат мотивы русских орнаментов.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Знаменитая коллекция французского кутюрье «Русские сезоны». Кадр из фильма «Сен-Лоран. Стиль - это я»

Ну и современные реалии: модный дизайнер Денис Симачев уже не раз «разукрашивал» хохломой российскую модную богему. Коллекция осени 2013 года от бренда Valentino также была пронизана знакомыми сине-белыми узорами. Женская одежда и обувь с национальными элементами присутствует в коллекциях Алены Ахмадуллиной, Анны и Алексея Бородулиных, Вячеслава Зайцева.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

Раиса Кирсанова, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания:

Как говорил известный этнограф и переводчик П.Г. Богатырев, собирать костюм начинают тогда, когда он исчезает. В России собирание началось в конце 18 столетия, и под Россией в данном случае я подразумеваю все славянские народы, входившие в состав Российской империи, а также тюркоязычных представителей кавказского региона, молдаван, народов крайнего севера и всех других этносов, проживавших в единых государственных границах.

Костюм может быть очень точным и выразительным способом национальной самоидентификации.

Традиция всегда будет питать творчество дизайнеров. Орнамент, цвет и конструкция, олицетворяющие тип красоты данного народа постоянно и повсеместно привлекают художников.

Как сочетать современную одежду с национальными мотивами? Есть единственное правило - уважение к наследию предков, вкус и чувство цвета. По определению А. Бенуа, традиционный костюм - это праздник, а к празднику следует приучать с детства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Рябков не исключил размещения ядерного оснащения в ответ на ракеты США в ФРГ
  2. Лукашенко назначил нового замминистра обороны
  3. Польша увеличит численность военных на границе с Беларусью почти в три раза
  4. Лукашенко заслушал доклад председателя Гомельского облисполкома об устранении последствий урагана
  5. Россия и Китай завершили совместные военно-морские учения
  6. Лукашенко: Все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике
  7. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  8. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  9. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  10. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  11. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  12. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  13. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  14. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  15. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также