Бизнес с шипами
Избавиться полностью от засилья импорта в стране пока не получается
От больших букетов отказываются
Президент Ассоциации российских флористов, дизайнер международного класса Валентина Сафронова рассказала о переменах в цветочном бизнесе и импортозамещении.
- Правда, что половина годовой выручки у цветочников приходится на 8 Марта?
- Да, примерно 40 - 45 процентов. Но здесь суммируются продажи и за несколько предшествующих дней. Мы даже в шутку называем 8 Марта «Днем флориста».
- На втором месте - 14 февраля?
- Нет, новогодние праздники. День святого Валентина - на третьем, это своеобразная репетиция 8 Марта. У нас вообще цветочный год проходит в ожидании каких-то праздников. Отдельная история - лето, это пора свадеб.
- Что показала «репетиция»?
- Рынок сокращается. Если раньше перед Днем святого Валентина флористов заваливали заказами на исполнение изысканных букетов, то теперь телефоны молчат.
- Средний чек уменьшился?
- Вполовину и более. Организации, которые заказывают цветы в больших количествах для своих женщин на 8 Марта, стараются уложиться рублей в триста на букет. А раньше выделяли 800 - 1000. До кризиса было модным, когда фирмы оформляли офисы цветами. Сейчас подобные заказы сжимаются, как шагреневая кожа.
- Как можно сэкономить?
- Особо сэкономить не получится, потому что наш рынок более чем на 80 процентов обеспечивается импортными цветами. А их оптовики закупают за доллары и евро.
- Неужели женщины останутся без цветов?
- Просто в этом году мужчины стараются перейти на более дешевые варианты. Вместо роз будут дарить тюльпаны. Наши производители обрадовались этой тенденции, потому что сейчас они наладили их выгонку на приличном уровне.
Заместим ли своим?
- Грядет тюльпановое импортозамещение?
- Это громко сказано. У нас ассортимент более скромный по сравнению с Голландией. Почти все луковицы также из Европы. Да и цены у наших производителей далеко не низкие из-за больших издержек на электроэнергию, отопление, бензин.
- Есть местные передовики?
- Под Москвой тепличный комплекс «Подосинки». Там все современное, автоматизированное, много работает молодежи. Один из первопроходцев рынка - фирма «Галантус» - находится в Калуге. Там выращивают великолепные розы, тюльпаны. Их «коронная фишка» - крупные лилии.
- А в Сибири лилии цветут?
- Там тоже есть свои теплицы. Но проблема в отсутствии солнца, которое сложно заменить лампами, да и дорого. Сибирский цветок получается тонким, с нежной головкой. А цена такая же, как у растений из Эквадора, где они растут в горах, стебель у них толстый, а бутон крепкий. Тяжело конкурировать.
- Крым нам поможет?
- Пока на полуострове массовое производство не очень развито. Климат, как в Голландии. Крым специализировался на выращивании цветочных луковиц для совхозов СССР. Также там было много эфирно-масличных растений. Вспомним легендарные лавандовые поля.
- Может, полуострову заняться импортозамещением луковиц?
- Надеюсь, со временем так и будет. Сейчас наша селекция лежит в руинах. Советские НИИ, которые этим занимались, закрыты. Догонять - это очень сложно в нынешней ситуации.
- Нужна программа господдержки?
- Субсидии от государства цветочникам не светят. В кризис скорее средства выделят производителям зерна и картошки. Будем выживать своими силами.
У мужчин появился вкус
Своим любимым стали покупать букеты «с травой» и живые мини-садики
- Я помню времена, когда мы, первопроходцы, собирались на ВДНХ в павильоне «Цветоводство». В букеты стали добавлять «зелень», - вспоминает Валентина Сафронова. - Мужчины это встретили в штыки: «Зачем вы траву кладете? Я ее в огороде нарву. Дайте больше цветов!»
Тяжело, медленно, но вкусы менялись. Нынче покупателям уже мало трех розочек в кулечке. Просят изысканного оформления!
- Есть ли модный тренд этого года?
- Мини-садики. Это когда в корзинке с почвой составляется красивая композиция из проросших луковиц гиацинтов, нарциссов, тюльпанов. Они будут долго радовать дома, а потом их можно пересадить на дачу и на следующий год снова радоваться цветам.
- В кризис услуги флористов менее востребованы?
- Да, и это вызывает досаду. Но профессия не исчезнет, потому что талантливо сделанный букет всегда будет иметь спрос. Мы проводили эксперимент. Раскладывали перед неискушенными клиентами букеты одинаковой ценовой категории, выполненные из одинаковых растений. Покупатели выбирали те, в которые флорист вложил душу.
Настоящая весна приходит 8 марта. Фото: Павел Чуйко
Не тюльпаном единым
Цветочное дело в наших условиях развивать непросто. Нижегородский агрокомбинат, чтобы выжить, занимается еще и овощеводством
На агрокомбинате «Горьковский» в Нижнем Новгороде - горячая пора. До праздника считанные дни, а сотни тысяч тюльпанов еще нужно срезать и рас-сортировать по букетам. Никаких дорогих конвейеров, никакой автоматики - тюльпан слишком уж нежный цветок.
- Начинаем сажать их еще в октябре, - рассказали работники. - Растут они при + 5 градусов. В конце февраля резко поднимаем температуру, чтобы зацвели.
Ежегодно здесь выращивается около 600 тысяч тюльпанов. С каждым годом объемы увеличивают на 100 тысяч. Говорить о полном импортозамещении пока рано - луковицы закупают в Голландии.
- В России селекции не существует, - сетует заместитель гендиректора «Горьковского» Александр Солодаев.
Тем не менее нижегородские тюльпаны - достойные конкуренты. В первую очередь по цене. Особенно заметно это стало после валютных скачков. Тюльпаны из Нидерландов подорожали в три раза, местные - на треть.
- За те же деньги в Голландии можно купить только совсем крохотные тюльпанчики - высотой не больше 20 см. Мы же предлагаем крупные цветы, - объясняет Солодаев.
Агрокомбинат обеспечивает регион тюльпанами примерно на 30%. «Розовое» направление решили прикрыть.
- За год мы выращиваем примерно 150 тысяч роз. Это слишком мало, после 8 Марта мы решили этим не заниматься, - рассказал агроном Николай Повалов. - Роза должна достигать 90 сантиметров в длину, а наши из-за местных условий едва дотягивают до 50.
Программы господдержки не распространяются на цветочную отрасль. Поэтому говорить о каком-то импортозамещении в этой сфере пока не приходится. Предприятие вкладывается в выращивание овощей, которые занимают 90% всего производства.
- Наше предприятие в 2000-е годы начало полную реконструкцию, - вспоминает Александр Солодаев. - Построили несколько современных теплиц для огурцов и помидоров. Обеспечиваем область свежими овощами, что важно в условиях санкций. Нам тогда помогли государственные льготы - субсидированная ставка по кредиту.