Красиво жить не запретят
Но только не за счет государства. В стране началась активная борьба против воров-чиновников
Даешь конфискацию!
Коррупцию называют третьей бедой России - после хрестоматийных дураков и дорог. Хотя с такой градацией можно и поспорить, отдав ей «почетное» первенство. Дороги-то уж точно были бы лучше, если б не некоторые чиновники. Вот пример из последних новостей: «Начальник одного из управлений Службы исполнения наказаний задержан по подозрению в краже… 50 км дороги. Вместе с подельниками разобрал и продал семь тысяч бетонных плит скоростного полотна». Борьба с коррупцией прежде всего подразумевает создание законов, мешающих чиновникам наживаться за счет своей должности. И многие нормы в России уже действуют. Госслужащим запрещено заниматься бизнесом. Тем, от кого напрямую зависит безопасность страны, запрещено держать деньги в иностранных банках. Поступая на госслужбу, чиновники теперь обязаны декларировать собственность - сразу становится видно, насколько она соответствует их реальному заработку.
Все ушли на фронт
Жулики на должностях пользуются тем, что контрольные органы физически не в состоянии все отследить. Только за прошлый год в России проведено 4 миллиона закупочных сделок на общую сумму почти 22 триллиона рублей. Тут приходит на помощь Общероссийский народный фронт.
Активисты проверяют госзакупки. Составили даже целый справочник «серых» схем, которые используют чиновники, чтобы в тендерах побеждали фирмы, предложившие аппетитный откат.
- За первое полугодие 2015 года при нашем участии заведено 11,5 тысячи уголовных дел, связанных с коррупцией. Устранено более 600 нарушений на общую сумму 167 миллиардов рублей. Это те закупки, которые должны были пройти по коррупционным схемам, но в итоге произведены без нарушений, - рассказал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.
Что ни день - новые посадки
Итак, коррупции объявлена война. В бой за правое дело брошены профессионалы, элита силовых структур. В авангарде - Следственный комитет России. На официальном сайте СКР есть даже специальный раздел, который так и называется: «Противодействие коррупции». Отчеты о работе - что ни день, то новые посадки. Там попался начальник таможни, там - взяли с поличным главу города, там - упекли за решетку сразу двух чиновников-мздоимцев...
Тебя посодят, а ты не воруй
Незабвенный Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов добывания денежных знаков. Великий комбинатор неустанно повторял, что Уголовный кодекс надо чтить. Нынешние комбинаторы кодекс не чтут. И попадаются.
В минувшем году заведено несколько тысяч дел. Среди самых громких дел - арест главы Коми Вячеслава Гайзера и еще 14 человек из республиканской администрации. Им предъявлены обвинения по трем статьям сразу - «Организация и участие в преступном сообществе», «Мошенничество», а также «Легализация денежных средств».
Увесистые пачки наличности, десятки коллекционных часов стоимостью по несколько сотен тысяч долларов, бумаги офшорных компаний с Кипра и Сейшел, документы на два самолета общей стоимостью около 20 миллионов долларов. Это только часть богатств, обнаруженных в закромах у Гайзера. Чиновника, чей доход в 2014 году согласно декларации составил скромные 5,5 миллиона рублей.
Чуть раньше вывели в наручниках руководителя еще одного региона - бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Картина в принципе один в один. Мешки наличности, груда раритетных часов на 100 миллионов рублей и даже такой пустячок, как ручка ценой в 26 миллионов рублей.
- В последнее время государство стало бороться не только с такими видами коррупции, как подкуп должностных лиц и банальное воровство из бюджета, но и с использованием властных полномочий для личной выгоды, - говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. - Когда не берутся взятки, из бюджета ничего не расхищается, но просто используется служебное положение для выстраивания определенной системы, гарантирующей извлечение прибыли.
Дело Гайзера свидетельствует о такой борьбе. Это важный шаг вперед, чтобы системно противостоять таким преступлениям.
Как отмечают социологи ВЦИОМ, россияне положительно оценивают действия властей в борьбе с коррупцией. В 2005 году лишь 3% респондентов считали, что в стране что-то делается, а еще 27% были уверены, что «результаты не слишком значительные». Спустя десять лет эти цифры выросли уже до 10 и 38% соответственно.
Таким образом, положительную динамику в антикоррупционной работе сегодня уже увидели около половины жителей страны.
СОЦОПРОС
Виноват и кто берет, и кто дает
Елена Афанасьева, председатель Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
На фото Елена Афанасьева. Источник: ldpr.ru
- Общество должно созреть и понять, что закон преступают оба - и кто берет, и кто дает. Тогда действительно можно будет сказать, что началась борьба с коррупцией. Есть дела и громкие фамилии, но система «заточена» так, что без взяток многие вопросы решить практически невозможно.
Серьезнейший вопрос - о конфискации имущества. Здесь тоже нельзя рубить сплеча. В семье есть дети, которые не виноваты в том, что делают их родители.
Сегодня казнокрады оформляют имущество не только на близких родственников, но и на друзей, и доказать, что оно действительно принадлежат взяточнику, крайне сложно. Сбор доказательной базы - очень сложный процесс. В советское время не всякий родственник или друг пошел бы на то, чтобы покрывать казнокрада. Насколько реально сейчас рассчитывать на гражданскую совесть близких коррупционера, сказать затрудняюсь.