«Малышам» везде у нас дорога
Но на пути еще много барьеров и недопонимания на местах
На Западе мелкий и средний бизнес составляет более 70% экономики и дает большую часть экономического роста. Эксперты говорят, что в условиях мирового экономического шторма «малыши» будут чувствовать себя увереннее, чем крупные компании. Потому что более гибкие, быстрее находят новые успешные бизнес-модели, чем огромные неповоротливые корпорации.
В России всплески развития малого бизнеса действительно случались в тяжелые времена. Из последних примеров: в 1990-х
расцвели «челноки», после 1998 года бурно развилась торговля фастфудом, после 2008 года - пошел прирост за счет интернет-коммерции.
И сейчас государство возлагает надежды на этот сектор экономики. В прошлом году Минэкономики РФ разработало «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года». Ожидания от этого документа велики - увеличить с 20 до 40 процентов их долю в структуре ВВП и в два раза повысить производительность труда. Кроме того, планируется, что занятых в этой сфере должно быть не меньше 35 процентов от всего работающего населения в России.
Несмотря на все трудности, в прошлом году малых предприятий в стране стало больше. Их общая прибыль, пусть и немного, но все равно выросла. Правда, и проблем у бизнесменов осталось немало. Власти уже сделали первые шаги, чтобы их решить.
Нововведения:
- С 1 августа ввели трехлетний мораторий на проверки контролирующими органами малых предприятий, если в их отношении не ведется уголовное или административное расследование.
- Объявили налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей.
- Дали регионам право снижать с 6 до 1 процента ставки для работающих по упрощенной системе налогообложения.
Президент России Владимир Путин:
- Нужно приложить все силы, чтобы в сфере малого предпринимательства стабильность сохранилась. Чтобы временные ограничения - и экономические, и бюджетные - не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей. Именно предприниматели должны стать генераторами идей, которые бы соотносились с текущими условиями и помогали в решении их проблем. При этом известно, что развитие малого и среднего бизнеса приоритетом считают далеко не во всех регионах России, к сожалению. Вместе с регионами и региональными командами необходимо определять направления, где бизнес наиболее востребован, создавать специальные программы обучения, добиваться конкретных результатов. Только тогда можно достичь качественного прорыва. (На форуме «Малый бизнес - национальная идея?» в Москве 20 января.)
Слово - депутату
Для развития малого бизнеса нужны дешевые кредиты
Николай Арефьев, член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:
- Чтобы производить что-то серьезное, нужны соответствующие стандарты, право на работу, соблюдение охраны труда, оборудование, значительные финансовые вложения.
Если развивать малый бизнес в производственной сфере - нужны капиталовложения. Значит, необходимо реанимировать денежно-кредитную систему. Сегодня она у нас не работает. Вместо того чтобы заниматься кредитованием реального производства, банки занимаются спекулятивными операциями, скупают недвижимость, акции предприятий и торгуют ими. Только когда они начнут давать дешевые кредиты, можно будет говорить о развитии малого бизнеса.
Правительство принимает меры - то увеличивает, то уменьшает налоговую нагрузку. Но манипуляции налоговыми льготами большого эффекта не дадут. Бизнесу для работы нужны нормальные производственные отношения, а также инвестиции, дешевые кредиты, потребительский спрос - как внутри государства, так и за рубежом. Если этих трех составляющих не будет, малый бизнес подняться не сможет.
Мнение бизнесмена
Много прибыло, но и убыло не меньше
Сергей Селиверстов, заместитель председателя Совета Московского отделения «Опоры России»:
- По последним данным число зарегистрированных коммерческих организаций в сфере малого бизнеса в течение 2015 года выросло на 2,9 процента, а индивидуальных предпринимателей - на 3,7 процента. Скромный рост есть и по выручке. Получается, у малого бизнеса все хорошо?
Но я бы не делал столь оптимистичных выводов, что количество предпринимателей выросло. Статистикой можно играть, показывать ее как в положительном, так и в отрицательном ключе. Много говорят о том, сколько предпринимателей появилось, но при этом не озвучивается, сколько их ушло с рынка или временно перестало работать.
Однозначного вывода, что предпринимательское сообщество активизировалось, я бы не стал делать. Наоборот, сегодня активная часть населения боится рисковать, опасается открывать свое дело. Связано это с тем, что насущные проблемы, которые есть у малого бизнеса, никуда не делись. Речь идет о финансировании, льготной аренде, сбыте продукции.
Нет кредитов - нет развития
Главная проблема за последнее десятилетие не изменилась - это доступ к дешевым деньгам.
Статистка показывает, что даже банки с контрольным пакетом государства неохотно идут на кредитование «малышей». По данным Банка России, в 2015 году рублевых кредитов им выдали на треть меньше, чем годом раньше.
- Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? - объяснял поведение банкиров на прошлогоднем форуме «Россия зовет!» глава группы ВТБ Андрей Костин.
Чтобы переломить ситуацию, предпринимательское сообщество предложило сделать премии топ-менеджеров госбанков зависимыми от кредитования этого сектора экономики. В этих условиях правительство возлагает огромные надежды на Федеральную корпорацию развития малого и среднего предпринимательства. Ее создали в прошлом году, уставной капитал собираются увеличить до 30 миллиардов рублей.
- С ее помощью предприниматели смогут получить кредит в 12 крупнейших банках под 10 - 11% годовых, - говорит замгенерального директора корпорации МСП Максим Любомудров.