Где взять таблетку под язык?
В России грядут изменения на фармацевтическом рынке. Не приведет ли это к дефициту важнейших лекарств?
Третий - лишний
Увидел в аптеке пенсионерку с пакетом лекарств, спрашиваю: «Вы часто так много берете?» «Каждый месяц, - вздыхает Лидия Михайловна. - Причем речь не идет о частных аптеках, которых у нас большинство». «А как цены?» - интересуюсь. «Кусаются, - говорит она. - Раньше тратила около двух тысяч рублей. Теперь уже 2700. И это притом, что отказалась от любимых витаминов. Говорят, какой-то новый закон вышел, запрещающий импортные лекарства. Боюсь, что часть необходимых мне средств исчезнет из аптек».
Если быть точным, то 10 декабря вступило в силу постановление правительства, ограничивающее госзакупки иностранных лекарств для государственных лечебных учреждений. Речь идет о жизненно необходимых и важнейших препаратах.
Постановление называют «Третий лишний». Иностранные лекарства не могут участвовать в госзакупках, если на аукционе уже есть две и более заявки от производителей из России или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- Эти ограничения не касаются оригинальных лекарств, не имеющих российских аналогов, - пояснил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. - Закупки для пациентов, получающих такие препараты, будут проводиться по-прежнему. Также хочу напомнить, что врачебная комиссия может принять любое решение в части закупки отдельной категории препаратов для нужд пациентов.
Всего в перечне важнейших препаратов - 608 на-именований. Из них 282 - это те лекарства, которые производятся в России минимум двумя предприятиями. Именно они и будут закупаться по новым правилам.
Только спокойствие
- Я позитивно отношусь к правилу о «третьем лишнем», - говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. - И паника тут неуместна. Это не отразится на розничном рынке. Это связано только со льготными лекарствами, которые государство оплачивает за больного. Поймите простую истину, иностранные лекарства ощутимо дороже отечественных аналогов.
Например, зарубежный препарат стоит 1000 рублей, а такой же наш - 500 рублей. То есть мы, условно говоря, сможем пролечить либо одного, либо двух человек в рамках бюджета. А он всегда ограничен, и государство ищет пути сохранения и улучшения лекарственного снабжения за те же или меньшие средства. К тому же эта мера поддержит наших производителей и подтолкнет иностранцев переносить к нам свои производства.
- Я бы акцентировала внимание на другой проблеме, - продолжает Нелли Игнатьева. - Государство установило ограничения цен на ряд важных препаратов. Многим нашим предприятиям стало невыгодно производить лекарства в нижнем ценовом сегменте, то есть до 50 рублей, потому что 90% субстанций они покупают за рубежом за валюту. Фабрики перестают производить эти лекарства, и в аптеках они исчезают. Выходит, если раньше пенсионер мог взять таблетки за 45 рублей, то теперь есть лишь их дорогой аналог за 145.
Бренд Союза - на витрину
Другое новшество - с 1 января 2016 года начнет функционировать общий рынок лекарств и медицинских изделий ЕАЭС.
- Мы стоим в считанных неделях от такого важного события. Это тот пилотный проект, по которому все сообщество будет оценивать, насколько успешна евразийская интеграция, - говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков.
Президенты стран союза приняли решение, что единый рынок должен строиться с применением лучших зарубежных практик.
- Безусловно, далеко не все воспринимают ситуацию однозначно, - продолжает Владимир Шипков. - Мы создаем единый рынок практически в одночасье, поэтому на нашем пути будет много трудностей. Но уже сейчас просматривается выгода.
Например, если сегодня в рамках национальных юрисдикций вывод препарата на рынки стран ЕАЭС может затянуться на долгие годы, то по новым процедурам все необходимые документы можно будет получить в течение одного года.
- Это касается и белорусских коллег, - говорит Владимир Шипков. - Уже сегодня лекарства из Беларуси заметны на российском рынке, они весьма приличного качества. Общий фармрынок даст белорусам новые возможности для развития их бизнеса, а российский потребитель получит более широкий выбор лекарств.
Дешевого валидола все меньше и меньше
На днях у моего маленького сына потрескались губы. Да и не беда. Достаточно блистера витаминов, и проблема отступит. Достала из кошелька медную десятку и прошу фармацевта продать одну упаковку.
- «Аевит» - 38 рублей, «Витамин Е» - 28, - отвечает аптекарь.
Не сто рублей, конечно. Но эти простенькие витамины еще недавно стоили на порядок меньше!
- В цене за год выросло почти все. Таблетки от кашля были меньше десятки, сейчас стоят сорок. Год назад нафтизин отпускали по пять рублей, а теперь по 35 - 50, - говорит фармацевт.
Тот же валидол подорожал раза в три. У скачка цен есть разумное объяснение. Большая часть дешевых таблеток и препаратов входит в список жизненно важных лекарств (ЖНВЛС). Предельные цены на них устанавливает государство. Список был составлен пять лет назад. С тех пор затраты на производство выросли в два-четыре раза. Это утверждают производители: если не поднять цену, предприятия будут работать в убыток.
Весной эксперты обещали: лекарства стоимостью не больше 50 рублей исчезнут. Правда, оговорились: старых запасов хватит на год-два. А потом место копеечных займут дорогие. В Челябинске из аптек ничего пока не пропало. Но перебои с поставками есть.
Автор заметки: Ирина Голлай
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ>>
Россия-Беларусь, 2015-й: главные события и имена
Для Союзного государства, как и для всех интеграционных проектов на территории СНГ, 2015-й был годом ярких форумов, саммитов и непростых испытаний на прочность