Дело на 5 дней, за 800 рублей?
Насколько тяжело стать индивидуальным предпринимателем в России? Корреспондент «СВ» поделился личным опытом, как открывал кабинет психолога
Пару лет назад мой муж, частный психолог, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Эта форма предполагает минимум в сравнении с другими формами ведения бизнеса всевозможной отчетности. И потому удобна специалистам, которые частным образом оказывают всевозможные услуги, а также мелкому торговому и производственному бизнесу.
От будущего ИП требуется достаточно нехитрый набор документов: заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (бланк можно скачать с официального сайта Федеральной налоговой службы), копия российского паспорта, квитанция об уплате 800 рублей госпошлины (также можно скачать с сайта ФНС).
Дальше возможны варианты. Самый простой - лично отнести пакет документов в нужный налоговый орган по месту жительства (куда именно, опять-таки узнается все на том же сайте ФНС). В этом случае заверять документы не надо и все затраты ограничатся 800 рублями госпошлины.
Правда, придется потратить некоторое количество времени. В Москве, например, регистрацию и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц осуществляет одна-единственная налоговая, которая находится не в самом удобном месте, далеко от центра города. Но если еще лет пять-шесть назад поход туда превращался в реальную проблему - надо было по полдня стоять в очередях, то сейчас ситуация улучшилась. Очередь - электронная, стоять надо минут 15.
Если лично посещать налоговую нет времени и желания, документы можно отправить по почте - письмом с объявленной ценностью и описью вложения. В этом случае подпись на заявлении и копию паспорта надо удостоверить нотариально - что означает дополнительные расходы.
Ну и, наконец, подать документы на регистрацию можно и электронным образом. Правда, для начинающего бизнесмена этот способ - самый хлопотный. Необходимо для начала в специальном удостоверяющем центре получить электронную подпись (услуга платная - цены зависят от региона) и установить специальную программу. Либо опять-таки идти к нотариусу - он удостоверит документы своей электронной подписью и отправит куда следует.
Долго ли ждать документы?
Если документы на регистрацию оформлены правильно, через пять дней вы получите регистрационное свидетельство и выписку из ЕГРИП (Государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Документы можно получить лично, по почте либо отправить за ними своего представителя (с нотариальной доверенностью).
Все, можно начинать работать. Правда, вам потребуются еще некоторые атрибуты. Например, банковский счет ИП, кассовый аппарат или банки строгой отчетности - чтобы принимать деньги с ваших клиентов на законной основе (чем можно ограничиться, определяется видом бизнеса). А вот печать ИП заводить не обязательно - это делается по желанию (в Москве - 500 рублей).
И каков результат?
Все оказалось не так уж страшно. Во всяком случае, в сравнении с рассказами бывалых, которые открывали свой малый бизнес в начале 2000-х. Сейчас предпринимателям уже не надо, получив регистрационные документы, самим становиться на учет в Пенсионном фонде, службе статистики и везде стоять в очередях - вся необходимая информация передается куда надо, «автоматом», в порядке электронного взаимодействия.
Гораздо сложнее наладить действительно успешный бизнес, который бы приносил устойчивую прибыль. Но это уже другая история.
Какие сложности возникают у бизнесменов- «чайников»
Главная сложность - грамотно подобрать коды ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Эти коды, соответствующие тем направлениям деятельности, которыми будущий предприниматель собирается заниматься, необходимо указать в заявлении.
Что-то забудешь - надо будет по новой подавать заявление, то есть, по сути, перерегистрировать ИП. При этом формулировки в ОКВЭДе такие, что без помощи специалиста не всегда сообразишь, что, оказывается, ты вот этим собираешься заниматься.
Также необходимо сразу просчитать, какой режим налогообложения выбрать. Иначе перейти на другой режим можно будет только с 1 января следующего года.
Муж, например, у меня выбрал упрощенный режим налогообложения «с дохода» - со всех доходов уплачивается 6% налога (расходы можно не учитывать, что значительно упрощает отчетность).
Но для торгового бизнеса, даже мелкого, где расходы на закупку товаров, аренду, транспорт и т. п. достаточно велики, выгоднее другой режим упрощенного налого-обложения - 15% с разницы в доходах и расходах. Еще есть патентная система - платишь фиксированную сумму за патент. Во всех этих тонкостях с ходу не так-то просто разобраться.
Впрочем, за 2500-4500 рублей огромная армия юристов-посредников всегда к вашим услугам.
Антон Жарков, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Союза Беларуси и России по экономической политике:
- Сейчас в России многое делается, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу: его поддержка - одно из ключевых направлений нашей экономической политики. Работает несколько программ.
Вот только в России не так много желающих заниматься предпринимательством. Сами судите: в Европе в этой сфере занято около 60 процентов населения, у нас - всего около 20.
Но главная беда - отсутствие денег в экономике. Это никакими льготами и преференциями не заменишь. Сегодня, даже имея желание заняться бизнесом, перспективный предприниматель понимает, что столкнется с недостатком средств. Западного финансирования нет, российское - от 15 процентов - только для самых надежных клиентов. Получить какие-то деньги для стартапа невозможно даже за 25 процентов.
Это серьезная проблема, которую, скорее всего, придется решать на законодательном уровне: деньги российских банков должны работать на российскую экономику. Средства, привлеченные в «посторонние» западные проекты, нам не нужны. Внутри страны надо свои ресурсы использовать грамотно и умело.
Фото: ТАСС