Бомбилы замедленного действия
На вопросы «СВ» ответил первый заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, сопредседатель Московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков
- В августе 2011-го мы провели съезд российских таксистов - впервые в истории отрасли. В сентябре вступил в силу 69-й Федеральный закон. Весной 2012 года в третьем чтении был принят ФЗ №34, который устранил недочеты предыдущего. Так что рынок немного успокоился.
- Многие считают, что в Москве и других городах легальны только желтые такси.
- Это не так. Московские чиновники пытаются ввести единый цвет для такси, чтобы выбить привилегии для некоторых компаний. Некоторые регионы берут с Москвы пример. Единый цвет - это обременение. Ведь люди на своих машинах не только зарабатывают, но и путешествуют. Зачем им их перекрашивать? Мы с этим боремся, запрет на единый цвет пропишем в следующем законе.
Дополнительные требования к автомобилю или водителю возможны, если вы даете ему какой-то «пряник» - бесплатную стоянку у вокзала или в аэропорту, помогаете рассчитаться за лизинг машины. Но это дело добровольное. Это тоже будет учтено в законопроекте.
Надо шире открыть дверь для входа на рынок и щелкнуть бомбил по носу
- У чиновников есть огромное желание ввести квоты.
- На российском рынке около 2 миллионов таксистов, а разрешение получили лишь 500 тысяч. Не все легализовались. Если ввести квоты, останутся только несколько прикормленных компаний.
- Что еще собираетесь изменить?
- Сегодня нелегальные таксисты, пойманные на нарушении, платят штраф 5 тысяч рублей, а юрлица - 30-50 тысяч. В законопроекте мы поменяли их местами. Теперь легальные таксисты в случае нарушений будут платить 5 тысяч рублей, а бомбилы - первый раз 30 тысяч, второй - 30 тысяч и лишение прав до полугода.
Это хороший стимул работать легально. С одной стороны, надо шире открыть дверь для входа на рынок. С другой - щелкнуть бомбил по носу, чтобы понимали, что нелегальная работа жестче наказуема.
- Как планируете облегчить участь самозанятых?
- Пытаемся внедрить систему патентов. Взял разрешение на таксомоторную деятельность и патент на полгода-год - и спокойно работаешь. Не надо отчитываться в налоговой.
- Сейчас появилась новая точка напряжения - мобильные сервисы, что тоже требует законодательного регулирования.
- Деятельностью агрегаторов - посреднических компаний или сетевых диспетчерских - многие недовольны.
К нам заходят такие крупные операторы, как Uber. Капитализация компании - 50 миллиардов долларов. Она может вытеснить всех остальных.
По нашим поправкам, уже принятым в первом чтении, диспетчерские службы, или агрегаторы, могут работать, если зарегистрированы на территории РФ и платят здесь налоги. Еще добавили пункт, что диспетчерские смогут передавать заказы только легальным таксистам, тем, у кого есть разрешение на этот вид деятельности и удостоверение ИП.
Значит, будет нужен обновляемый реестр водителей. Сегодня, случается, ИП закрывают, а разрешение на работу остается. Человек заказы получает, работает, а налоги не платит. В ноябре мы постараемся рассмотреть законопроект во втором чтении.
Справка «СВ»
Цвет - по желанию, свет - обязателен
С 1 сентября 2011 года по федеральному закону №69-ФЗ у каждого таксиста должно быть с собой разрешение на работу, которое он обязан показывать по первому требованию. Перед выходом в рейс водитель обязан пройти медосмотр. Машина должна быть выкрашена в цвет, который утвержден в регионе. Обязательные элементы: на боках - «шашечки», на крыше - опознавательный фонарь, внутри - таксометр.
Закон о такси от 1 января 2015 года разрешил техосмотр, как для обычных автовладельцев. Снизил минимальный водительский стаж для водителей такси с пяти до трех лет.
Местным властям разрешено самим устанавливать, какого цвета будут такси в их регионах и надо ли окрашивать их вообще. Кроме того, вводится установка таксометра при условии, что плата за поездку определяется по пробегу или по времени. Если используются фиксированные тарифы, прибор не обязателен.
![Бомбилы замедленного действия Бомбилы замедленного действия](/upload/medialibrary/52e/shema_2015_10_21_20.31.28.png)
Социальная помощь
В Мурманске больше семи лет работает служба для инвалидов и пожилых
Во многих городах России действует служба социального такси. Поездка на нем стоит существенно дешевле - всего 25% от рыночной цены. Остальные 75% компенсируют из областного бюджета.
- В Мурманске социальное такси работает на базе Мурманского комплексного центра. Есть такие службы и в других городах области: Коле, Североморске, Кандалакше, Полярных Зорях, Апатитах, Печенгском районе, Оленегорске, - рассказал специалист центра Денис Вишневский.
Раньше на вызовы приезжали машины центра - легковой Renault Logan и микроавтобус «Соболь», оборудованный подъемником для инвалидной коляски. Но такого автопарка на трехсоттысячный город не хватало. Центр заключил договор с одним из коммерческих такси, теперь машин, готовых помочь пенсионерам и инвалидам, стало больше.
Заказывать услугу нужно заранее - за сутки. И воспользоваться ею могут не все. В списке льготников инвалиды 1-й и 2-й категорий, которые живут одни, дети-инвалиды и одинокие пенсионеры и супружеские пары старше 80 лет.
Маршрут поездок тоже ограничен - от дома и до объектов, как говорится, первой необходимости. Прокатиться на социальном такси в булочную не получится. Машину с социальной скидкой дадут, если нужно съездить в администрацию, собес, соцстрах, пенсионный фонд, больницу, банк, на вокзал или в аэропорт.
Пожилая мурманчанка Антонина Третьякова (на фото) - постоянная клиентка. Дочь живет в Воронеже, и бабушке приходится каждый месяц ездить в банк за деньгами, которые она посылает переводом.
- Ноги уже не те, чтобы по троллейбусам прыгать, - смеется Антонина Петровна. - Вот и заказываю социальное такси. Представляете, водители не накручивают счетчик, пока ждут меня из поликлиники.
Автор: Екатерина Кострова