Запреты на пользу, когда кредиты по карману
Член Комиссии ПС по экономической политике, член Комитета ГД по вопросам собственности Антон Жарков - о нехватке средств для бизнеса и о создании общего финансового рынка для стран СНГ
- Все говорят об импортозамещении и развитии собственной промышленности. Но без нормального кредитования это нереально. Почему российский бизнес вынужден брать дешевые кредиты за границей?
- Бизнес всегда стремится сократить издержки, поэтому идет за деньгами туда, где они дешевле. В России нет длинных дешевых денег. Брать займ под 20 процентов немыслимо, если окупаемость бизнеса крутится от 10 до 80 лет и более, если это не торговля, а производство. Маржа должна быть 50-60 процентов. Такую прибыль сейчас не дает ни одно предприятие.
Западные деньги длиннее и процент меньше. Но из-за девальвации рубля брать их тоже катастрофически невыгодно. «Дешевые западные кредиты» - заблуждение. Нас лишили возможности их привлекать больше чем на 30 дней. Для структурных проектов этот срок - ничто.
Ситуация такова: западного финансирования нет, российское финансирование от 15 процентов - только для самых надежных клиентов. Получить деньги для стартапа даже за 25 процентов невозможно. От этого страдают все, начиная с крупных корпораций и заканчивая предпринимателями.
Деньги российских банков должны работать на российскую экономику. Это серьезная проблема, которую, скорее всего, придется решать на законодательном уровне.
- Какой выход из положения видите?
- У нас есть агентства кредитных ресурсов, Россельхозбанк дает субсидии на развитие сельского хозяйства - их можно взять с покрытием какой-то части банковских ставок.
На государственном уровне принята законодательная программа проектного финансирования, где под крупные проекты, прошедшие экспертизу, можно получить кредиты в наших банках, например в ВТБ.
Но проблема в том, что в России очень маленький процент людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. Если в Европе малым и средним бизнесом занимается около 60 процентов населения, у нас - около 20.
Даже имея желание, перспективный предприниматель понимает, что столкнется с проблемой финансирования. Государство много делает, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу. Но главную проблему - отсутствие денег в экономике - льготами и преференциями не заменишь.
- Какие страны могут давать России дешевые кредиты в условиях санкций?
- Мы можем рассчитывать на азиатские рынки, например Китай. Кроме того, существует возможность взаимовыгодного сотрудничества cо странами Ближнего Востока. Конечно, не стоит забывать о наших партнерах по БРИКС.
АНТИКРИЗИСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- А если перейти на единую валюту и взаиморасчеты в национальных валютах? Это поможет?
- 70 лет наша промышленность выстраивалась в тесном взаимодействии. После распада СССР производители одного и того же вида продукции оказались в разных государствах - на Украине, в России, в Беларуси, Казахстане. Общий финансовый рынок позволит укрепить наше торгово-экономическое сотрудничество. А взаиморасчеты в нацвалютах откроют дополнительные возможности для долгосрочных торгово-экономических и инвестиционных программ.
Мы видим, как развивающиеся страны, и наши соседи тоже, страдают от изменения курса нацвалют. Поэтому там, где возможно перейти на местные расчеты, это будет сделано.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Максимова, член Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета ГД по аграрным вопросам:
- Мелкие фермерские хозяйства и малый бизнес предлагают покупателю экологически чистую продукцию. Это те самые продукты, которые способны вытеснить с прилавков наших магазинов импорт.
Но государство должно пойти навстречу нашему сельхозпроизводителю. Сделать доступными энергоресурсы и кредиты, увеличить субсидирование, предоставить налоговые каникулы. Только после реальной господдержки можно будет говорить и об импортозамещении, и о конкуренции, и о развитии отечественного АПК.
КЛУБНИЧНЫЙ ДАУНШИФТИНГ
Горожане уехали в деревню, чтобы стать фермерами.
Кризис на руку, станем фермерами - решили 29-летний Андрей Назаренко и 26-летний Расуль Фазылов. Бросили офисную работу, взяли жен в охапку и уехали из Уфы в глухую деревню.
Знаний - ноль. Пришлось гуглить, буквально сидя на грядках. Продали квартиры, взяли кредит на пятьсот тысяч рублей, выбили грант в Минсельхозе - еще полтора миллиона. На эти деньги взяли в аренду участок возле башкирской деревни Нимислярово, закупили 40 тысяч итальянских саженцев клубники.
- Спали по три-четыре часа и сажали, сажали, - рассказал Андрей Назаренко.
Жили в палатке, готовили на костре. Питьевую воду брали у соседей - за 700 метров. Умыться? Рядом озеро. Вместе со взрослыми находились и маленькие дети Расуля и Элины - двухлетний сынишка и дочь, которой исполнилось несколько недель.
- Пришлось настолько несладко, что думали все бросить, - Андрей с этими волнениями исхудал на 15 кило. - Но дороги назад не было.
Грядки заалели через месяц. К тому времени начинающие земледельцы окончательно потеряли покой: то вороны устроят атаку с воздуха, то прожорливые суслики под шумок выберутся из нор. Но самую большую свинью подложила непредсказуемая погода: дожди едва не превратили клубничные плантации в настоящее болото. Пришлось копать траншеи - разумеется, вручную.
Но дело пошло на лад! Ягоду собрали и отправили на продажу в Уфу. Договорились с рынками и магазинами.
- Кое-кто отказывается брать нашу клубнику, предпочитают импортную, - сетует Рида. - Привозные ягоды хоть и невкусные, но долго держат товарный вид. Но большинство признают: наши куда слаще!
До прибыли еще далеко - все деньги уходят на развитие бизнеса.
- Вот избушку поставили. Газ в баллонах есть - можно готовить. По вечерам заводим генератор - новости почитать в интернете, - смеется Расуль. - В этом году вырастили около трех тонн, в следующем рассчитываем на двадцать. Прорвемся!
Дарья Петрова