САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Взгляд из Москвы

Автор Олег Балобин

Иван Васильевич не меняет профессию

С 1 сентября этого года российские школьники учат отечественную историю по трем новым учебникам

В их основе единая концепция, разработанная Российским историческим обществом. Об отличиях между новыми и старыми школьными пособиями корреспонденту «СВ» рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», автор одного из учебников - Александр Данилов.

 ОТЛИЧИЯ В ФОРМЕ, А НЕ СОДЕРЖАНИИ
Иван Васильевич  не меняет профессию


 - Александр Анатольевич, объясните сразу: история одна, зачем три учебника?

 - Потому что взгляды на историю разные.

 - По-разному ее увидят и дети?

 - Восприятие истории у детей все равно будет разным, это неизбежно и не зависит от количества книг. В советской школе мы все учились по единому учебнику, а на прошлое смотрим так, как будто в детстве жили в разных странах. Речь о другом. Чтобы сдать тот же ЕГЭ, ученики должны оперировать одними историческими понятиями, датами, именами. На этом уровне все три учебника абсолютно едины.

 - Тогда чем различаются?

 - Прежде всего масштабом и формой подачи той или иной темы, образностью изложения материала. Есть возможность сравнить. Затем все лучшее из каждой книги можно будет использовать при разработке единого учебника истории, который обязательно когда-нибудь появится, несмотря на споры в педагогическом сообществе.

 ПРОВЕРЯЕМ И «УДРЕВЛЯЕМ»

- В чем принципиальная новизна вашего учебника?

 - Мы иначе взглянули на целый ряд тем. Показываем Россию в системе международных координат, как часть мировой цивилизации. Взять, например, эпоху Великих географических открытий. Экспедиции русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток были частью общемирового процесса. Правда, в других странах географические открытия стимулировали развитие рыночных отношений. А в нашей стране, наоборот, дело шло к крепостному праву и удушению элементов свободного рынка. Сказалась национальная специфика.

Впервые мы обратились к теме древнейших государственных образований, существовавших на территории современной России. Тюркские каганаты, города-государства Северного Причерноморья и Кавказа. История нашей страны как бы уходит, таким образом, еще дальше в глубь веков. «Удревляется», как я говорю. В результате мы себя осознаем наследниками не только восточных славян, но и других народов нашего государства.

- Нет. Была система зависимости русских земель от Орды на государственном уровне. А не одного народа от другого. Это принципиальный аспект. И он отражен в нашем учебнике.
Вокруг престола

- В истории нашей страны полно персонажей, до сих пор вызывающих противоречивые оценки. Например, Иван Грозный, которого современники в Европе называли «ужасным».

- На Западе его и сегодня так называют, хотя на фоне многих европейских правителей той эпохи никаким «ужасным» Иван Васильевич не был.

- В вашем учебнике он хороший?

- Не хороший и не плохой. Разный. С одной стороны - реформы Избранной рады, весьма позитивные для того времени. С другой - опричный террор. Результатом его правления стал упадок и последующая смута. Царствование Ивана Грозного - тема сложная. В нашей истории таких тем много. Поэтому в конце каждого параграфа мы приводим высказывания историков - как позитивные, так и негативные - о конкретном событии или историческом персонаже. У школьника, таким образом, появляется пространство для самостоятельного размышления.

- Какая тема из современных оказалась самой трудной для пересказа?

- Ельцинский период. Мы старались показать как плюсы, так и минусы того сложного времени, перехода от одной системы к другой. И почему, в конце концов, получилось именно так, а не иначе.

- Про бандитов девяностых не забыли?

- Нет, конечно. Мы старались быть максимально объективными.

- Все течет, все меняется. Через сколько лет, на ваш взгляд, школьные учебники необходимо «обновлять»?

- На исторические события смотреть всегда лучше с какого-то расстояния. Но учебник не должен превращаться в газету. Как нельзя за точку отсчета брать каждые новые выборы. Все, что пишется в учебнике даже о временах близких, должно быть предельно корректным, лишенным готовых оценок.

ОДИН НА ДВЕ СТРАНЫ

- Мы живем в Союзном государстве. Не пора ли создать единый учебник истории России и Беларуси?

- Идея вполне реальная, я только «за». Уже сейчас в наших учебниках история Беларуси освещается достаточно широко. Безусловно, мы показываем основные этапы становления и развития Союзного государства, огромную значимость того, что уже достигнуто на сегодняшний день.

- И вас не смущают различные взгляды россиян и белорусов на некоторые исторические периоды?

- Пусть они будут разными, ради бога. Зато у темы сразу появляется объем. Школьникам изучать такую историю станет еще интереснее.

 КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Книг много - концепция одна

Данута Чернышова, начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России:

 - Часто не совсем верно интерпретируют слова Владимира Путина, говорят, что нам необходимо создать один учебник истории. На самом деле речь о том, что нужна единая концепция преподавания истории. Она уже разработана Российским историческим обществом, которое возглавляет Председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

С белорусскими коллегами уже обсуждали вопрос создания единого учебника истории Великой Отечественной войны. Белорусы у себя уже создали такой учебник. В России тема Великой Отечественной войны не выделяется в отдельный предмет, школы по желанию могут вводить дополнительные уроки. Для этого существует учебно-методическое пособие с интерактивными картами.

 ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
Иван Васильевич  не меняет профессию

 1. штурм Зимнего дворца
Никакого вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года не было и в помине. Героическую сказку придумал позже Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь». Юнкера, охранявшие Зимний, были готовы оборонять его до последнего. Однако члены Временного правительства, не желавшие кровопролития, уговорили мальчишек не приносить себя в жертву. Юнкера разошлись по домам. Власть Временного правительства тихо закончилась.

Иван Васильевич  не меняет профессию

 2. Правитель-неудачник Павел I
Павел - классический пример, до гротеска оболганный современниками. На самом деле Павел был достаточно дальновидным политиком. Он быстро осознал, что западные страны в отношениях с Россией действуют исключительно в собственных интересах, а Россию используют как пособника, но не союзника.

Иван Васильевич  не меняет профессию

 3. Петр I - не настоящий!
Про Петра говорили, что он - не он, а настоящего царя подменили хитрые иноземцы во время его поездки в Западную Европу. Вернулся совсем другой - совершенно прозападный, реформы затеял. Это, конечно, неправда.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

Почему Аллу Пугачёву до сих пор не объявили «иноагентом»

Константин Воробьёв

Бывшая певица, а ныне – гражданка Израиля, достаточно чётко даёт понять, на чьей она стороне. Какое наказание её ждёт?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также