Второй пошел!
Еще один энергоблок БелАЭС включат в сеть этой весной, он готов уже на 97 процентов
УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сегодня в мире 442 ядерных реактора, но только белорусские ни с какими другими не перепутать - их издалека узнаешь по фирменному красно-зеленому оформлению в цветах флага.
- Они не просто красивые, но и самые современные и надежные, - не без гордости говорят сотрудники БелАЭС.
Работать здесь - мечта многих белорусов и жителей соседних стран. Но попасть в коллектив не так просто. Отбирают лучших из лучших: с профильным образованием, опытом и компетенциями.
Повезло и Андрею Атаманюку. Почти четверть века назад он начинал карьеру на Запорожской АЭС как рядовой инженер. Во время строительства белорусской станции решил переехать в Островец, прикипел и остался. Больше пяти лет он руководит сменой центрального пункта управления. Заглянем внутрь?
Огромный панорамный экран, с десяток мониторов на столах - все как в кино. Инженеры следят за показаниями множества загадочных датчиков.
- Суть нашей работы - обеспечивать консолидацию системы Белорусской АЭС и выработку электроэнергии, - вводит в курс дела Андрей. - В зависимости от того, нагружается блок или разгружается, мы должны четко определять в системе, сколько потребителей подключить, сколько отключить, разгрузить какие-то ТЭС. За прошлые сутки, к примеру, выработали 28 270 мегаватт-часов.
ФОНТАНЫ В ЦЕХАХ
Если «мозги» АЭС - это центральный пункт управления, то ее «сердце» - паровая турбина, считает начальник турбинного цеха Андрей Лазовский.
- Здесь тепловая энергия из реактора преобразуется в электрическую. Турбина выполняет три тысячи оборотов в минуту и весит 2,5 тысячи тонн. Но главное - все это происходит на высоте шестнадцати метров, - сыплет фактами Лазовский. - При этом наш механизм настолько качественно и тонко отбалансирован, что, если на корпус поставить монетку ребром, она не упадет.
За свои слова он ручается. У Андрея в руках, словно у фокусника, появляется двухрублевка. Мгновение - и она уже неподвижно стоит на ребре турбины.
Еще одна впечатляющая локация - брызгальные бассейны. Со стороны похожи на роскошные фонтаны, но назначение у них куда прозаичнее.
- Устройства нужны для эффективного отвода тепла от вспомогательных систем, обслуживающих реакторное отделение. Одного канала достаточно для отвода, он может независимо работать в течение восьми суток. А у нас на каждый блок приходится четыре независимых друг от друга. Это сделано для того, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды, - рассказывает заместитель начальника цеха обеспечивающих систем Василий Курбан. - Объем каждого - 24 тысячи кубометров. Сейчас, например, в бассейны поступает вода температурой около двадцати градусов тепла и охлаждается до плюс десяти-одиннадцати.
БЛИЖЕ К СЕТИ
Брат-близнец первого энергоблока уже ждет подключения.
- Идут пусконаладочные работы. После этого последует выход на минимально контролируемый уровень мощности реакторной установки. В марте-апреле планируем пробное включение в объединенную энергосистему, - говорит заместитель министра энергетики РБ Михаил Михадюк. - Но первое включение в сеть не означает, что энергоблок не будут отключать. В соответствии с программами мы должны подниматься до определенной мощности, проводить испытания, потом сбрасывать ее до нуля и снова испытывать. Его включают на мощности реакторной установки 40 - 50 МегаВатт, дальше целая серия испытаний, потом мощность поднимается до 75, опять все по новой, следующая планка - девяносто, и так далее. Этот процесс займет не меньше полугода. Долго? Но для нас самое главное - обеспечить грамотную эксплуатацию, ядерную и радиационную безопасность. Потому подходим к выполнению работ скрупулезно.
После выхода на стопроцентные мощности и всех испытаний будет еще и этап опытно-промышленной эксплуатации.
- Венец всему - подписание акта ввода в эксплуатацию. Ожидаем этого события во втором полугодии, - осторожно поделился Михаил Михадюк.
ПЕРСПЕКТИВЫ
ТРЕТИЙ? ПОДУМАЕМ!
Пока нет окончательного решения, нужно ли продолжать строительство.
По словам заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, сейчас готовят прогноз потребления электроэнергии. Если необходимость строительства третьего энергоблока докажут на бумаге, то и на деле это станет возможным. Конечно, в сотрудничестве с российскими коллегами.
- Для этого Беларусь должна выйти на определенный уровень потребления. Сейчас мы все изучаем вместе с Минэкономики, другими министерствами, НАН для того, чтобы в ближайшее время разработать технико-экономическое обоснование для принятия решения.
Пока же эксперты приводят такие расчеты: с вводом второго блока БелАЭС будет каждый год производить около 18,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это обеспечит примерно сорок процентов внутренних потребностей страны. Неплохо, правда?
НАДЕЖНО И БЕЗОПАСНО
ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ
Уровень защиты станции - самый высокий в мире.
Площадка БелАЭС большая: все объекты, включая столовую, за день можно и не обойти. Мини-город поражает масштабами.
- И это не считая одиннадцати километров подземных сооружений, которые расположены на глубине до одиннадцати метров вниз, - приоткрывает секрет Михаил Михадюк.
Есть на территории и внушительные мастерские с несколькими цехами открытого типа - для станочного оборудования, сварочных работ, по ремонту трубопроводной арматуры. Дело рабочих здесь - не чинить, а предотвращать аварии.
- В прошлом году на первом энергоблоке перезагружали отработавшее ядерное топливо, в этот момент прошел и первый планово-предупредительный ремонт на АЭС, - отметил заместитель главного инженера по ремонту БелАЭС Сергей Быльчинский. - Это штатная ежегодная операция, которую выполняют на любой атомной станции в мире, без этого невозможна ее надежная и безопасная эксплуатация.
Для работ привлекли шестьсот сотрудников АЭС, еще тысячу человек отправили подрядчики . С российской стороны это были работники «Русатом Сервиса», с белорусской - «Белэнергоремналадки».
- Плановый ремонт наделал шума в инфополе. Почему? От недостатка знаний, - считает Сергей Быльчинский. - Мы приглашаем классных специалистов с опытом работы на действующих атомных станциях. Ремонт выполнили на высоком уровне, обеспечили хороший задел на дальнейшую надежную и безопасную эксплуатацию. При этом в наших мастерских есть все необходимое для ремонта. Одних только станков - около полусотни. К слову - почти все они из Пензы, но есть и белорусские.
Факт о безопасности БелАЭС: пять из семи новых энергоблоков, которые начали строить в прошлом году в мире, возводятся по этому проекту. Он сертифицирован по условиям безопасности как в МАГАТЭ, так и в Европе. И самый востребованный.
МЕЖДУ ТЕМ
Станция в Островце - крупнейший союзный энергетический проект. Мощность двух реакторов - 2,4 мегаватта. Генподрядчик строительства - «Атомстройэкспорт» (входит в «Росатом»). Возводят БелАЭС по передовым российским разработкам поколения «три плюс» с уникальным сочетанием активных и пассивных систем безопасности. Реакторам с двойной защитной оболочкой не страшны землетрясения, ураганы и наводнения.