САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Взгляд из Минска

Мне электробусы из-за моря не вези

Как в воду глядели. Минский автомобильный завод уже около года выпускает технику, которая не зависит от политики недружественных стран

Фото: Егор Ермалицкий/ИД «Беларусь сегодня»

Завод своим примером показал, как можно обходиться без импортных деталей. Он смог добиться технологической независимости, создав линейку техники с комплектующими, произведенными в Беларуси, России и дружественных странах. Это позволило МАЗу сохранить объемы производства и даже немного нарастить их.

О выгодных контрактах, белорусских перспективах на рынке пассажирской техники и новых технологиях в автобусном производстве - главный конструктор предприятия Александр Мышко.

МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ

До недавнего времени на городских автобусах «МАЗ» стояли двигатели, коробки передач, передние оси и ведущие мосты немецких и американских компаний. Теперь эти узлы и агрегаты недоступны производителям из Беларуси и России. Но такой поворот событий не застал завод врасплох, он всегда делал ставку на собственные разработки. Уже созданы и сертифицированы новые модели техники с альтернативной базой. Двигатель, трансмиссия, передняя портальная ось - все изготовлено на отечественных заводах.

На предприятии начинали с выпуска немецких машинокомплектов, но быстро поняли: это не то, что нужно нашим перевозчикам, и решили делать все свое:

- Со временем у нас появились компетенции по конструированию собственных узлов. В 1996 году на выставке в Москве немецкие производители были очень удивлены, увидев нашу технику. Даже у развитых автомобильных компаний уходило не меньше семи лет на освоение выпуска по лицензии. Нам же удалось сделать это всего за два года. И мы были морально и технически готовы быстро найти замену тому, что стало недоступным с 2022-го, - пояснил Александр.

Работа идет по двум направлениям. Во-первых, ищут поставщиков сложных изделий, которые не могут быстро научиться производить в наших странах. Во-вторых, выпускают недостающие узлы и механизмы на собственных заводах. И сделали уже немало. Освоили сложные электронные системы, включая управление оборудованием автобуса. Она ничуть не уступает использовавшимся ранее французским аналогам. А антиблокировочные системы тормозов на постсоветском пространстве делают только в Беларуси.

Электрооборудование замещать начали раньше, чем появился сам термин. Существующие на рынке устройства в большинстве случаев не подходят под нашу технику из-за специфических требований заказчика или эксплуатирующей организации. Изготовители прорабатывают техническое задание и выпускают его сами. Этот механизм отладили, поэтому отсутствие белорусского или российского аналога больших проблем не вызвало.

ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛНОГО ЦИКЛА

Александр Мышко уверен: любая задача по плечу, если у тебя есть коллектив профессионалов и уверенность в том, что ты делаешь:

- В 2021-м мы произвели 1,4 тысячи единиц пассажирской техники. Большую часть продали в СНГ. В этом году выйдем на показатель около 1,6 тысячи.

Выполнять такой объем заказов на существующих мощностях непросто. Назрела необходимость расширить площади завода. Для этого снесут старые цеха по выпуску прицепов.

В 1992 году потребности республики в автобусах были куда скромнее - принимали пятьсот штук в одну смену. Сейчас ситуация другая - производят 1,5 тысячи в две смены, в том числе в выходные. Чтобы в три раза увеличить объем, пришлось задействовать производственные площадки внутри завода. Где-то варят каркас, где-то собирают шасси… Логистика по перемещению узлов и агрегатов сложная. Это не лучшим образом сказывается на себестоимости автобусов. Поэтому решили строить завод полного цикла, начиная с заготовки металла и заканчивая испытаниями техники:

- Для сравнения: цех, с которого мы начинали, площадью двадцать тысяч квадратов, новое производство - 65 тысяч, из них 44 - чисто производственные площади, где будут собирать автобусы. Решение принято, начались проектные работы, завершается согласование всех вопросов по финансированию.

Сейчас расчищают площадку, на которой расположится новый завод. Его строительство начнется в ближайшее время.

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

ЕСТЬ АГРЕГАТ, ДУСЯ!

Один из последних проектов - экологичный транспорт.

На базе дизельного автобуса третьего поколения МАЗ-303 создали электробус. У него максимальная унификация по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам. Есть электрическое отопление - он абсолютно экологичный. Заряда батареи модели хватает на триста километров:

- Параллельно развиваем электрическую тематику. Первые электробусы были европейской комплектации, новые - отечественной. На импортных деталях мы разобрались, как проектировать и производить. Используя этот опыт, адаптировали под себя, сделали их менее капризными. Технические характеристики при этом остались прежними, а цена - ниже.

ЭКСПОРТ

«ГАРМОШКИ» - ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Главный покупатель продукции - соседняя страна.

В первом полугодии МАЗ поставил в Санкт-Петербург около девятисот новых газовых автобусов, которые разработали в сжатые сроки:

- Россия была и остается нашим основным партнером. Там востребована вся мазовская линейка пассажирской техники: дизельные модели, газовые на сжиженном топливе, троллейбусы, электробусы. Для небольших населенных пунктов с узкими улочками актуальны автобусы среднего класса, для крупных городов - «гармошки», в последние годы растет доля электротранспорта.

Все модели спроектированы на одной базе, что гарантирует удобство эксплуатации, - единые запчасти, сервисная служба и навыки обслуживающего персонала.

Сейчас МАЗ готовит к серийному выпуску автобусы третьего поколения в антисанкционном исполнении. Они будут работать на дизельном топливе, природном газе и сжиженном метане. Например, вместо МАЗ-251 станут производить туристический МАЗ-350. Он вмещает 68 пассажиров.

Промышленную партию дизельных автобусов и электробусов уже успешно эксплуатируют, серийные поставки начнутся со следующего года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также