Основной закон развития
Конституция Беларуси - на пороге четвертого совершенствования
Опустить бланк в урну для голосования в Беларуси приходят целыми семьями. Фото: БЕЛТА
ЯВКА НЕ ПРОВАЛЕНА
Конституцию суверенной и независимой Беларуси приняли 15 марта 1994 года - и с тех пор она трижды претерпевала различные изменения. Впрочем, и нынешний текст Основного закона в обозримом будущем может эволюционировать: сейчас этим озабочена специальная рабочая группа. О грядущих новшествах говорить еще рано, а вот историю корректировок вспомнить можно.
Впервые изменения в Основной закон Беларуси внесли по итогам первого за годы независимости референдума в мае 1995 года. На суд общественности вынесли четыре вопроса. За придание русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3 процента белорусов. Ровно столько же поддержало действия президента страны, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. 75 процентов одобрили изменения государственной символики. А за возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета в случаях грубого нарушения Конституции галочку поставили 77,7 процента.
Год спустя в Беларуси стала очевидной необходимость второго плебисцита. Противоречия между президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти парламентом обострились настолько, что республику накрыл политический кризис. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению дополнений в главный документ страны, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет саму идею голосования поддержал, но депутаты вынесли на народное обсуждение и свой вопрос - о внесении альтернативных изменений в Конституцию, которые вовсе упразднили бы пост президента.
Явка была сумасшедшей - 84,1 процента граждан Беларуси. В итоге больше 70 процентов поддержали предложение главы государства. Заодно на референдуме решили перенести празднование Дня независимости на 3 июля, приурочив его к освобождению Минска от немецко-фашистских захватчиков. Не одобрили свободную покупку и продажу земли, а также отмену смертной казни.
БЕЗЛИМИТ ВЫБОРА
Третий и последний референдум в Беларуси состоялся полтора десятилетия назад. В сентябре 2004 года в стране обнародовали специальное заявление Министерства юстиции, в котором говорилось: «Президент Республики Беларусь принял основанное на Конституции страны решение о проведении референдума». На народный суд на этот раз вынесли один-единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в выборах главы государства?»
Опустить бланк в урну для голосования пришло еще больше народу, чем в прошлый раз - свыше 90 процентов населения. И четверо из пяти одобрили предложение. Этот референдум впечатлил международных наблюдателей. Так Франц Мессер из ФРГ заметил:
- Как немецкому гражданину мне нелегко это говорить, но я должен заявить, что белорусская Конституция демократичнее, чем немецкая, которая не наделяет наших граждан правом напрямую участвовать в принятии важнейших решений государственного развития через всенародное волеизъявление.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Среди старейших конституций мира принято называть американскую (1787), шведскую (1809) и норвежскую (1814). Однако к первым на европейском континенте можно смело отнести также принятые в 1791 году конституции Речи Посполитой и Франции. Впрочем, обе просуществовали недолго.
СКАЗАНО
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
- Очень ускорились процессы. Наша Конституция начинает немножко отставать. Попросил специалистов Конституционного суда, чтобы они внесли свои предложения по возможному совершенствованию нашей Конституции. А потом сядем и обсудим.
Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси:
- Нужно осознать то, что имеешь, какие есть проблемы и что положить нового в Конституцию, чтобы она была живым организмом, чтобы она позволяла нам совершенствовать правовую систему и наше общество в целом.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА
И хотя с тех пор плебисцитов в Беларуси больше не случалось, совершенствование Основного закона ведется и сегодня. Работа над новой редакцией не регламентирована по времени.
- Экспертная группа, в которую вошли как ученые в области конституционного права, так и специалисты-практики, осуществляет сбор информации, различных мнений, оценку, вырабатывает подходы, - разъяснил глава Администрации Президента РБ Игорь Сергеенко.
Какими же могут быть возможные изменения?
- Если, скажем, речь о перераспределении компетенций, то надо понимать, что это не механическое перемещение прав от одной ветви власти к другой, это вопрос гораздо более сложный, - рассказал один из авторов действующего главного документа, бывший судья Конституционного суда Беларуси Михаил Чудаков. - Ведь полномочия всех ветвей власти не только четко прописаны, но и взаимоувязаны. Лично я, исходя из 25-летнего опыта нашей государственности, не исключаю даже разработку новой модели, которая бы предусматривала совершенствование парламентской системы и конституционного надзора, введение избирательной системы смешанного типа.
Впрочем, любая Конституция, как и законодательство в целом - отражение общества на каждом конкретном этапе его развития. И то, какой ее видит само общество. В 1907 году член Верховного суда США Чарльз Эванс Хуго не без самодовольства заявил: «Мы действуем на основе Конституции. Но Конституция - это то, что о ней говорит судья». В Беларуси таким судьей всегда был народ.