Кликнуть Васечкина
Беларусь взяла курс на развитие IT прямо из-за парты
Теперь в Синеокой компьютеров и гаджетов хватит на каждого ученика, было бы желание набираться ума-разума. Фото: Виктор Гусейнов/kpmedia.ru
ДОГОВОР С УЧИТЕЛЕМ
Любые нововведения в сфере образования становятся резонансной темой. Недавно Президент Беларуси провел совещание по развитию цифровой сферы. Заседание стало настоящим «мозговым штурмом», на котором представители госорганов, ведущих учебных заведений, IT-сектора, Парка высоких технологий искали ответ на вопрос: как связать потребности экономики с образованием?
- Мировая экономика под влиянием IT-технологий приобретает совершенно иной вид. Появляются новые отрасли, которые генерируют колоссальные доходы, практически не используя традиционные ресурсы и механизмы. И в этом ключевую роль играет человеческий капитал. Беларусь всегда славилась своими людьми, а наше образование всегда ценилось на постсоветском пространстве, - рассказал первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин. - Однако в новых условиях необходимы принципиально другие подходы, которые позволят сохранить и развить этот статус. Наша система образования сегодня в целом удовлетворяет потребности в кадрах. Но для успешной цифровой трансформации и создания новой экономики нам необходимы новые подходы к обучению.
Один из самых известных IT-бизнесменов страны Виктор Прокопеня, который участвовал в совещании, рассказал, что сейчас готовится третий декрет президента республики о развитии IT-сферы. И касаться он будет именно образования. Айтишники предлагают кардинально пересмотреть организацию школьного процесса в стране. Например, убрать районные отделы образования и подчинить все управления образования напрямую правительству. Предоставить каждой школе отдельный финансовый баланс, счет в банке. А отчетность и информацию о системе премий учителям обязать публиковать.
Еще одно радикальное предложение - сделать отношения между школой и родителями договорными. То есть, отдавая чадо в учебное заведение, мама и папа должны заключить с ним контракт, где будут прописаны все права и обязанности.
Все эти меры должны, по мнению специалистов, повысить зарплату учителям, избавить их от бумажной волокиты. Что касается самого учебного процесса, то здесь предлагается развивать дистанционное обучение и дать свободу в выборе предметов. Но пока это только планы. И когда их могут воплотить в жизнь, еще не ясно.
ДЕВЯТЬ КЛАССОВ И ТРИ КОРИДОРА
Другие изменения уже на носу. Например, белорусские чиновники приняли решение ввести понятие «всеобщего среднего образования». Сейчас модель включает три ступени: начальное, базовое (до девятого класса) и среднее. Если раньше забрать аттестат можно было после второго этапа, то по новым правилам закончить необходимо будет все одиннадцать. Новая редакция Кодекса об образовании уже готова и ждет утверждения парламентом республики.
- Получив базовое образование, обязательное для всех, подросток сегодня не может выйти в самостоятельную жизнь. Возраст не позволяет, - расставляет точки над «i» министр образования Игорь Карпенко. - Он еще не может пойти работать, поэтому мы в новом Кодексе об образовании заложили переход на обязательное общее среднее образование. Для этого практически никаких усилий прикладывать не надо. Оно уже фактически начало реализовываться, то есть мы де-юре утвердим то, что де-факто существует.
Станет доступнее и информация об учениках. Электронные дневники и журналы с каждым годом увереннее входят в школьную жизнь. Теперь же в Беларуси планируют создать единую образовательную платформу. Ресурс будет полезен ученикам, родителям и педагогам. Это очередной шаг на пути к цифровой трансформации образования.
Речь об электронной площадке, где в пару кликов можно получить необходимую информацию. Например, создан регистр учащихся. Нажал пару кнопок, и уже знаешь о любом Петрове или Васечкине, где он учится, как успевает, о его наградах на конкурсах и олимпиадах. Такая база данных поможет снять дополнительную нагрузку с учителей. В перспективе - полный переход к электронному документообороту.
И все же ключевое в образовании - это, конечно, желание ребенка. А вот появится оно у непоседы или нет, во многом зависит от мотивации преподавателя. В том числе финансовой.
- Выработали комплекс мер в правительстве, чтобы вывести к 2025 году доходы учителей на уровень средней зарплаты по стране, - заявил Игорь Карпенко. - При этом станет меньше бюрократической и формальной работы. Уже подписали указ, где четко определены документы, которые должен вести тот или иной учитель, классный руководитель или директор школы. Для нас важна не формальная, а живая работа.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАПУСТИТЬ БЕСПИЛОТНИК, СОБРАТЬ МИНИ-СПУТНИК
В Минске к 2021 году откроется Национальный детский технопарк.
Ставка на высокие технологии: IT, радиоэлектронику, робототехнику, искусственный интеллект. Будущие Циолковские смогут разрабатывать мини-спутники и беспилотные летательные аппараты, проектировать современные здания, познакомятся с разработками в области генной инженерии. Набор в уникальный технопарк, как в престижный вуз. Будет проходить в три этапа: презентация исследовательского проекта, тестовые задания, устное собеседование.
Специальная программа обучения рассчитана всего на 21 день. Зато в распоряжении ребят будет учебно-лабораторный корпус с суперсовременным оборудованием.
- Это будет уникальное место для работы с одаренными детьми, - уверен Сергей Касперович, начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования РБ. - Основная цель - посвятить ребят в тонкости высокотехнологичных направлений науки, инженерии, IT и подготовить их к обучению в вузе на востребованных экономикой технических специальностях. Сегодня существует много возможностей показать свой потенциал, но мы говорим о совершенно ином подходе к работе. При разработке программ мы детально изучали опыт России, Украины, Польши и других стран.
После «выпускного» можно будет продолжить дистанционное обучение в онлайн-режиме. За одну смену технопарк примет до 150 одаренных ребят, а всего таких смен за год будет десять. Проекты проанализируют известные конструкторы, ученые и посоветуют, как довести разработку до ума и даже запустить в производство.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел ЛИС, директор Главного информационно-аналитического центра Минобразования РБ:
- Образование - фундамент для экономики, тем более экономики инновационной. Соответственно, цифровая трансформация образования - это процесс, который должен идти сейчас и максимально быстро. Нельзя его игнорировать или ждать, что он пройдет мимо, а нужно немедленно в него включиться. У нас все воспринимают цифровую трансформацию как техническую проблему. Но основное здесь - формирование цифровой культуры и законодательство. Странно, когда молодые педагоги не используют в классе технологии, при этом личные вопросы решают со смартфоном в руках прямо на уроке. Но не стоит и перегибать палку. Например, у многих есть желание оцифровать все, но при этом отсутствуют навыки. Во всем нужно досконально разобраться.
Всеволод Янчевский, директор администрации ПВТ:
- В стране созданы очень хорошие условия для айтишников, Парка высоких технологий, однако IT-сообщество тоже должно помогать другим отраслям экономики, а также образованию. Резиденты ПВТ много делают для образования, но в самое ближайшее время эта помощь, содействие и участие будут увеличены многократно. В планах организовывать профильные IT-классы на базе школ. Президент поддержал идею разрешить некоторым школам войти в ПВТ для проверки различных экспериментальных программ и, если будет позитивный результат, масштабировать эти идеи на всю страну.