Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Взгляд из Минска


Без права на ошибку

В Беларуси намерены упростить школьные учебники, разобраться с трудом и физкультурой и сблизить Централизованное тестирование (ЦТ) с российским Единым госэкзаменом (ЕГЭ)

Человек в жизни должен уметь не только считать и писать, но и шить, и с молотком обращаться, и яичницу жарить. Фото: БЕЛТА

ЛОМАТЬ НЕЛЬЗЯ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ

Перефразируя товарища Сухова, можно сказать: «Школа - дело тонкое!» Любое нововведение в этой сфере сразу становится резонансной темой. Перспективы среднего образования регулярно обсуждают на самом высоком уровне.

- Ломать ничего нельзя. Однако я не исключаю, что в процессе совершенствования системы образования на школьном уровне нам придется кое от чего отказаться, - сказал Александр Лукашенко на последней встрече с главой Министерства образования РБ Игорем Карпенко и добавил. - Делать это надо решительно.

В модернизации сферы образования главный критерий, по словам президента, - «жизнь, действительность, которая требует от будущих специалистов тех или иных навыков, знаний».

Под огонь критики попали «перегруженные» школьные программы и учебные пособия. Такая ситуация - отголоски реформ 1990-х годов. Тогда белорусская школа отказалась от советских учебников и новую национальную учебную литературу писали в основном преподаватели вузов.

В итоге имеем учебники для детей, больше похожие на пособия для студентов. В курсе по природоведению для пятого класса, например, можно натолкнуться на «угол наклона прямой к плоскости» - а это, на минуточку, понятие из курса геометрии для выпускников. А уж излишними подробностями внутреннего строения червей и лягушек, по которым справедливо «проехался» глава государства, грешил еще курс советской зоологии.

Пришла пора с этими рудиментами прошлого разобраться. Одна из участниц большого разговора - директор минской гимназии №10, председатель Ассоциации руководителей учреждений образования «Белорусское педагогическое общество» Марина Ильина добавила:

- Во всех программах есть шероховатости. Мы участвуем в семинарах Министерства образования, Национального института образования и высказываем свои замечания. При переиздании учебников все это будут учитывать. Хорошо, что нас слышат.


Она привела пример нового учебника по геометрии для седьмого класса, который педагоги считают одним из лучших - в нем многие замечания учтены.

Есть и другой срез проблемы: по данным Центра социологических и политических исследований БГУ, около 77 процентов учеников и 75 процентов родителей довольны качеством учебников, но указывают на перегрузку детей.

На коллегии Министерства образования, которая прошла уже после совещания во Дворце Независимости, прозвучал дедлайн: решили полностью перевести школы на обновленные программы по всем предметам в 2021 - 2022 учебном году. Сейчас по ним уже занимаются ученики первых-восьмых классов. При следующем переиздании учебников должны из них убрать все лишнее. К слову,

Минобр не стоит на месте - на сайте ведомства можно найти не только информацию о новшествах, статистику, документы и программы, но и прямые ссылки для скачивания любых пособий.

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА

Министр Игорь Карпенко резонно отметил, что учебную нагрузку должны регулировать педагоги. Собственно, их умение это делать и называется педагогическим мастерством. Поэтому, как ни крути, именно учитель и есть ключевая фигура любых модернизаций в школе. Вот только ведомство не всегда успевает вместе с учебниками издавать нужные методички для педагогов.

За последние годы в Беларуси много сделано, чтобы вернуть престиж профессии учителя. Серьезные подвижки произошли в оплате труда.

С 1 сентября 2018 года на двадцать процентов выросли оклады учителей. С января этого года для них установили пятипроцентные надбавки. Средняя зарплата учителя выросла до 900 белорусских рублей (около 27,5 тысячи российских).

Однако некоторые вопросы остаются. И не только к учителю, но и к системе профориентации и вузовской подготовки. К обществу в целом, которое сегодня воспринимает образование как сферу услуг. А ведь это совершенно особый институт.

ОСТОРОЖНО: ПЕРЕГРУЗКА!

ТЕОРИИ – ПОМЕНЬШЕ, ПРАКТИКИ – ПОБОЛЬШЕ

 Безымянный.png

Знания знаниями, но родители не зря беспокоятся о перегрузке своих чад. По словам президента, «крепость мускулов и свежесть кожи куются» только на физкультуре. А вот с физрой в современной школе - швах! Молодежь откровенно ее не любит. Советских школьников было не выгнать со спортплощадок и катков, а нынешних детей не оторвать от гаджетов.

Близорукость, нарушения осанки, лишний вес, даже инфаркты - возрастные диагнозы молодеют. Специалисты констатируют, что среди выпускников школ практически нет здоровых детей! Возникают проблемы с призывом в армию. Во взрослой жизни все это ведет к больничным и потерям для экономики.

Аналогичная ситуация с уроками труда, хотя занятия в расписании есть - по часу в неделю. Александр Лукашенко образно описал ситуацию:

- Посмотрите на наших ребят. Жуть. Я не знаю, как они женятся. Почему их жены бросают, выгоняют из дому и семьи рушатся? Да потому что они ничего делать не умеют. Он лампочку не умеет ввернуть в люстру. Не может элементарно починить чайник или кофеварку, не может понять, почему она не работает. Он не знает, какой стороной молотка гвоздь забивать, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими. Этому нас научили в школе. Почему же мы на это забили и так относимся к детям? Почему девчонка не знает, как поджарить яичницу, не может пришить пуговицу?

Что делать - понятно. Рецепт изобрели давно: на таких уроках - теории поменьше, а практики - побольше.

И опять же нужен вдохновленный своей работой педагог.

ЭКЗАМЕНЫ

РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА

На заре XXI века много шума вызвал переход школы на десятибалльную систему и введение ЦТ для выпускников.

И тут, видимо, пришло время перемен.

Однозначного отношения к Централизованному тестированию не сформировалось до сих пор. Коллегия Минобра решила, в системе оценке знаний тоже есть резервы, чтобы облегчить жизнь ученикам и учителям.

- Можем разгрузить выпускников 11-го класса, увязав по форме и содержанию выпускные экзамены со сдачей ЦТ. Но надо все внимательно взвесить и определить сроки, - предлагает министр образования РБ Игорь Карпенко.

Пока выпускники могут сдавать ЦТ по четырем предметам. А в вуз подавать три сертификата знаний. Предложение министерства фактически может приблизить белорусское ЦТ к российскому ЕГЭ, который одновременно считается и выпускным в школе, и вступительным в вузе.

Сегодня министерство волнует и другая проблема. Контрольные срезы показывают, что шестьдесят процентов учащихся не подтверждают свои школьные отметки по той же математике.

- Результаты поражают. Число тех, кто получил по республиканской контрольной по математике 9 - 10 баллов - меньше на восемь процентов по сравнению с количеством отличников в школьных журналах, а 7 - 8 баллов - аж на 18 процентов. Есть повод задуматься, почему в школах завышаются отметки, - задался вопросом министр.

В этом году решили провести республиканские контрольные по истории Беларуси, математике, белорусскому и русскому языкам, чтобы объективно оценить знания перед выпускными.

Еще в министерстве считают оправданным отмену экзаменов в 5-е классы гимназий, куда раньше стремились попасть дети со всего города. Теперь одаренные ребята и в обычных школах смогут выбирать предметы для углубленного изучения. А вундеркиндов предполагают привлекать в кружки и группы Национального детского технопарка, который вскоре должен появиться в столице.

- Нам не нужны ни спешка, ни опрометчивость. Требуются обдуманные решения. Сегодня речь должна идти не о кардинальных изменениях и реформах, а о планомерной работе по совершенствованию и развитию системы образования, - подытожил Игорь Петришенко, первый заместитель премьер-министра РБ. - Каждый шаг и каждая новация должны пройти широкое общественное обсуждение. Мы не имеем права на ошибку.