Столица останется в границах
Минск изменил стратегию - не будет расширяться, а станет развивать города-спутники
С УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ
Каким будет Минск через полтора десятилетия, белорусские архитекторы знают точно. И дар ясновидения здесь ни при чем. Горизонты завтрашнего дня столицы раскрывает Генеральный план развития до 2030 года.
Первым таким документом в своей суверенной истории город обзавелся в 2003 году. Тогда казалось, Генплан учитывает все мировые градостроительные тренды и будет актуальным до 2020 года. Любой план - документ, а не монумент. С тех пор его корректировали дважды. Осенью этого года срок его действия продлили до 2030 года.
- Придать достойную огранку городу - такая задача поставлена перед нами президентом. Это означает навести градостроительный порядок. Пытаемся пересмотреть стратегию инерционного, экстенсивного развития, - сказал главный архитектор «Минскградо» Александр Акентьев.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТОЛОК
Исходный пункт планирования жизни любого населенного пункта, а тем более столицы, - ответ на вопрос «Сколько в нем будет жителей через…надцать лет?»
Пять лет назад специалисты думали, что столица шагнет за МКАД и будет прирастать поселками. Получалось, что к 2030 году население Минска может составить 2,2 миллиона жителей. Но уже сегодня Минск - «среда обитания» для каждого пятого жителя страны. Что явный перебор. Строительство жилья тоже существенно опережает темпы возведения социальных объектов - поликлиник, школ, детских садов, культурных центров.
Эту стратегию сочли ошибочной. Минск останется компактным. Решено, что оптимальное количество «столичных штучек» - два миллиона. Это решение фактически ведет к ограничению прописки в столице, как это было во времена СССР.
Зато станут развивать города-спутники Руденск, Дзержинск, Логойск, Фаниполь и Смолевичи.Одновременно их население вырастет на сто тысяч человек. Большей частью за счет минчан, которые захотят поскорее решить свой квартирный вопрос - там строят жилье с господдержкой. Также можно получить землю под строительство собственного дома.
- В Минске объемы жилищного строительства уже через год снизятся вдвое. А города-спутники смогут конкурировать со столицей по уровню комфорта, - говорит председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, главный архитектор Минска Павел Лучинович.
ПРЕДПРИЯТИЯ, ВОН ИЗ ГОРОДА!
Выведут из города и крупные предприятия. Вот живой пример: известная белорусская фабрика «Галантея», выпускающая кожаные изделия и аксессуары, находится в километре от Дома правительства. Понятно, что такому производству не место в самом сердце столицы. Его перенесут в Смолевичи.
Чтобы предприятия активнее перебирались в глубинку, используют экономические рычаги - повышают платежи за землю.
5 проектов, которые ждет вся страна
1. Третья линия метро, 2020 год
Благодаря подземке мегаполис сегодня несильно страдает от транспортных пробок, от которых задыхаются многие крупные города мира. Новая линия с четырнадцатью станциями войдет в строй через четыре года. Примерно в эти же сроки начнется строительство четвертой кольцевой линии.
2. Национальный стадион, 2018 год
Трудно поверить, но в белорусской столице нет современного стадиона, который бы мог принимать соревнования высокого мирового уровня. Такие, как, например, II Европейские игры, которые пройдут в Минске в 2019 году.
На звание нового архитектурного бренда Минска претендует проектируемый Национальный стадион. Его возведут в районе Минского тракторного завода. Выглядеть он будет еще круче, чем «космический» стадион команды БАТЭ в Борисове.
3. Минское замчище, после 2020 года
Реконструированный музейно-туристический комплекс на месте древнего Менска-Менеска на берегу Свислочи наверняка станет одним из самых посещаемых туристических объектов. В его подземном музее можно будет увидеть фрагменты старого деревянного города и бревенчатых мостовых. А под открытым небом - защитные валы, стены и башни старинного городища. На берегу реки появится скульптурная композиция «Битва на Немиге», с которой в 1067 году и началась летописная история города. Это будет подарок столице на 950-летие.
4. Скоростной трамвай
Развитие получат не только скоростные электрички, которые уже работают в столице, но и сеть путей для скоростного трамвая. Загородные линии свяжут город с Национальным аэропортом «Минск» - через жилые районы Ноттингем, Зеленый Бор и Сокол, расположенными за МКАД. Скоростные трамваи пойдут в Логойск, Боровляны и в зоны отдыха «Острошицкий городок», «Силичи», а также спорткомплекс «Раубичи».
5. Раковское предместье и Золотая Горка
Наряду с популярными у минчан и гостей города туристическими зонами - архитектурными брендами столицы Троицким предместьем, Верхним городом и Лошицким усадебно-парковым комплексом, в обновленном виде перед туристами предстанут старые городские кварталы - Раковское предместье, Золотая Горка и Кальвария.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Здесь будет город-сад
Каким же увидят минчане и гости столицы Минск через пятнадцать лет? Градостроители уверяют - современным, чистым, удобным для жизни. Один из главных недостатков Генплана-2003 был в том, что его разработчики не учли возможность бурного роста количества личного автотранспорта.
Сегодня ставка делается на развитие общественного транспорта, прежде всего метро. Продлена первая линия столичной подземки. Полным ходом идет строительство третьей линии протяженностью около 25 км.
Стоит задача, чтобы можно было доехать от МКАД до центра за тридцать минут. Это будет «золотой» столичный стандарт. Достроят Минскую кольцевую дорогу-2, которая свяжет города-спутники и ограничит въезд транзитного грузового транспорта.
Из градостроительной политики исчезает понятие микрорайонов. Современный подход - переход на систему кварталов. Строить, планировать благоустройство и ремонтные работы будут теперь с учетом квартального деления.
Еще появится больше двух тысяч гектаров новых парков и скверов. Прежде всего в спальных районах. В планах и дальнейшая реконструкция набережной реки Свислочь, уникальных Лошицкой водно-парковой и Слепянской водной систем.