Какова пряха, такова на ней и рубаха
Белорусский национальный костюм – один из самых ярких символов народа Синеокой
Немного истории
Большое влияние на белорусский национальный костюм оказали литовские и польские традиции, и конечно он имеет множество схожих черт с русскими и украинскими костюмами.
Некоторые историки утверждают, что название «Беларусь» произошло именно из-за одежды. Белый цвет являлся главным признаком национального костюма до середины XIX века. Это отмечали многие путешественники и ученые. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Главное отличие белорусского костюма - богатое оформление. Применялись и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. В итоге костюм стал классическим образцом народного искусства.
wikimedia.org
Красна девица до гряд в сарафане до пят
Женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась из льна или домотканого полотна. Рукава украшались красной или красно-черной пряжей. Спадница, тоже льняная, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук – обязательный элемент – гармонировал по цвету и рисунку с рубахой. Кстати, эту часть одежды девочки ткали сами. По тому, как был соткан и вышит фартук, можно было судить о девочке как о будущей невесте, жене и хозяйке. Как только она надевала собственноручно изготовленный фартук, то уже считалась взрослой.
Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет, сшитые только из фабричных тканей (шелка, парчи, бархата) и богато украшенные различными нашивками.
Пояс мог быть как тканым, так и плетеным или вязаным. Его украшали цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор - неотъемлемая часть национального костюма. Замужние дамы не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина обычно дополняла свой костюм бусами.
wikimedia.org
У Ивашки белая рубашка
Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, с вышивкой по вороту и низу, жилета и наговиц (узких брюк). Брюки шились из льняного полотна или полусуконной ткани, зимние ноговицы - из темного сукна. Рубаху же подпоясывали цветным поясом. Рубахи были простого туникообразного кроя, с длинными рукавами и воротником-стойкой.
wikimedia.org
Азбука белорусского орнамента
Белорусская культура смогла сохранить первозданный вид орнамента еще со времен славян. И более того, красные узоры на белом фоне до сих пор широко используются в повседневной жизни.
Как и в русской культуре, в Беларуси орнаменты считались оберегами. В них вкладывались положительные эмоции, поэтому ни в одном орнаменте вы не найдете символа смерти, горя или боли.
Этот рисунок из красных ниточек и есть источник информации о жизни, быте, проблемах и заботах предыдущих поколений.
wikimedia.org
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ДОБРОЕ ИМЯ ДОРОЖЕ БОГАТОЙ ОДЕЖДЫ
Иван Айплатов современный белорусский дизайнер, неоднократный призёр и обладатель Гран-при конкурсов моды в Минске, Витебске, Харькове, Одессе, Сочи.
facebook.com
Иван Айплатов вместе с Юлией Латышкиной разработали коллекцию для олимпийской сборной Беларуси 2016.
- Иван, вы с Юлей Латышевой принарядили олимпийскую сборную Беларуси к играм в Рио-де-Жанейро. Это была командная работа?
- Дело в том, что мы работали самостоятельно друг от друга. Каждый занимался своей частью коллекции.
- Как считаете, почему именно сейчас многие дизайнеры используют национальные мотивы в своих коллекциях?
- В последнее время действительно очень высокий подъем патриотизма именно в славянских странах. И это радует. Потому что, если оглянуться в советское время, все национальное было дискриминировано в виду разных причин. А сейчас все возрождается. И подается не примитивно, а с оглядкой на исторические мотивы.
- Вы сами часто используете национальные мотивы в своих коллекциях.
- Да! Достаточно часто! Особенно в последние время.
- В национальных орнаментах каждый узор имеет свое значение. И наши предки точно знали какой рисунок где использовать. А как в современном мире дизайнеры применяют «народный код»?
- (улыбается) Понимаете, кто-то делает это бездумно. А кто-то копается в истории и пытается выдержать тему. Исторически появление орнаментов возникало потому, что не было письменности. И общение было весьма ограниченно. Поэтому и орнамент, и ткачество, и плетение были больше информационными источниками, чем декоративными элементами.
- Действительно, это сейчас мы не ограничены в общении, а интернет нам позволяет получить почти любую информацию.
- Вот! Видите, у современного общества и нет потребности предавать «особый» смысл узорам. Это теперь больше эстетически красивый декоративный элемент модной одежды. Но историю знать надо.