САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Жизнь после санкций

«Капитализация» решения - более сложная задача, чем сам факт отмены ограничений

Теперь Беларусь становится едва ли не единственным сухопутным коридором, соединяющим западную и центральную части Евразии. Автор фото: Виктор Толочко/ РИА

Донор стабильности


Самый пессимистичный прогноз экспертов накануне заседания СМИД ЕС был таким: санкции оставят, но «заморозят» на семь месяцев - до парламентских выборов в стране. Но это бы резко контрастировало с теми высокими взаимными ожиданиями, которые сложились в последнее время в отношениях с Европой.

Принятое СМИД ЕС решение логично, несмотря на все оговорки статусных комментаторов, что это «аванс» и «жест доброй воли». Оно существенно меняет динамику развития ситуации в Восточной Европе. Здесь повестку определяет многомерная конфронтация России и Запада, которая в последние дни вылилась еще и в транспортный коллапс из-за взаимных ограничений на транзит со стороны России и Украины, несогласованности российско-польских позиций по данным вопросам.

Одновременно резко усложняется ситуация на российско-финляндской и российско-норвежской границах из-за беженцев, которые через территорию России пытаются попасть в европейские страны по «северному маршруту». На этом фоне у Беларуси есть шанс оставаться донором региональной безопасности и стабильности.

После отмены санкций Беларусь становится едва ли не единственным сухопутным коридором, соединяющим западную и центральную части Евразии. Очевидно, что по мере дальнейшей активизации деловых и политических контактов с ЕС эта роль будет только усиливаться.

Это вполне отвечает интересам России, для которой более комфортно опробовать различные пути сопряжения европейской и евразийской интеграции именно на территории Беларуси - союзного Москве государства, где российская сторона уверена в своем политическом и экономическом влиянии.

Нужно пользоваться ситуацией

Но вся история не так проста. Завершение процесса визовой фасилитации между ЕС и Беларусью будет проходить на фоне острейшего миграционного кризиса в истории Европы. Обсуждение и заключение соглашения о партнерстве между двумя сторонами должно будет согласовываться с обязательствами Беларуси в рамках ЕАЭС и других интеграционных образований на постсоветском пространстве.

Наконец, вполне вероятное обострение ситуации в регионе украинского кризиса необходимо будет амортизировать без ущерба для развития белорусско-европейских отношений.

Новой политической ситуацией должны воспользоваться конкретные бизнесы, общественные инициативы, учебные заведения и другие субъекты в Беларуси. Они должны активизировать свое взаимодействие с европейскими коллегами и использовать новые возможности в интересах национального развития. Ближайшие месяцы могут стать для белорусских дипломатов и управленцев из других сфер временем очень интенсивной работы.

Чего ждет Брюссель?

Брюссель, сделав шаг навстречу, ждет от Минска того же. По версии Европы, они - на политическом поле. Теперь все внимание забирают предстоящие выборы депутатов белорусского парламента. В связи с чем Александр Лукашенко дал поручения о детальном изучении рекомендаций ОБСЕ из итогового отчета по проведению президентских выборов 2015 года. Вопрос в том, как эти рекомендации могут быть максимально учтены при проведении следующей политической кампании.

Выборы будут проходить на фоне непростой ситуации в белорусской экономике, что может сказаться на политических настроениях. Еще один фактор, способный сказаться на политической ситуации, это разновекторность общественного мнения по вопросам внешней политики.

Но именно в этом контексте рекомендации европейских и американских коллег могут оказаться как никогда кстати. В условиях усиления протестных настроений верной политической стратегией официального Минска скорее могут стать контролируемый «выпуск пара» и разумное «ослабление» гаек, чем их «закручивание».

Так, капитализация и использование того важного шага, на который пошел Евросоюз в отношениях с Беларусью, является задачей более сложной, чем сам факт снятия санкций. Но задачей решаемой, если на то будут воля, дипломатичность и взаимное доверие ответственных лиц как в белорусско-европейских, так и белорусско-российских отношениях.

Жизнь после санкций


Беларусь от своего курса не отступит

Степан Киричук, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

- На мой взгляд, отмена некоторых санкций была вызвана прежде всего осознанием Европейским Союзом того, что Беларусь - страна, которая идет по-своему. Долгие годы ее развития показали, что она имеет право на свой выбор. И что важно, это устраивает ее жителей. ЕС, по всей видимости, стало некомфортно находиться в некоей оппозиции. Они осознали, что путь санкций - путь в никуда. Оказывать давление таким образом бесперспективно. Так что в дальнейшем мы можем ожидать некоего разумного решения и в отношении нашей России.

Отмена части ограничений - хорошее начало, но в любом случае в экономике и других направлениях у Беларуси и ЕС остается очень много разногласий. Европейцы наверняка понимают, что страна не отступит от своего курса - будет поддерживать Россию, Союзное государство.

Владимир Василенко, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и соцвопросам:

- Санкции против Беларуси носили в основном политический характер. Для того, чтобы найти взаимопонимание, нужно вести диалог, договариваться. А ЕС и США составили свои «черные списки» для белорусских чиновников и предприятий и думали, что таким образом смогут повлиять на политику государства. Но не учли одно обстоятельство - большинство белорусов поддерживают курс, который проводит Президент Александр Лукашенко.

С отменой санкций у всех участников межгосударственного диалога, включая и парламентариев, появится больше возможностей для прямых контактов с коллегами в ЕС. Это пойдет на пользу обеим сторонам. Таким образом, расширяется коридор политических возможностей и для России, которая тоже столкнулась с языком санкций ЕС. Ведь наши страны, как участники Союзного государства, проводят согласованную внешнюю политику.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также