Вместо коляски - вездеход
Чтобы граждане с ограниченными возможностями не чувствовали себя чужими, предстоит сделать немало
Переоборудовать подъезды в старых домах или технически сложно, или просто невозможно. Поэтому в Минске начат пилотный проект по обмену квартир инвалидам-колясочникам: предлагается первый этаж или оборудованный подъезд. Пока этим воспользовались только полтора десятка человек. Но, возможно, это будет лучшим решением главной проблемы инвалидов.
В сентябре в Нью-Йорке Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Конвенцию о правах инвалидов. Глобальная цель документа - создать условия, чтобы инвалиды стали полноценными участниками жизни общества. Одно из ключевых условий ее реализации - создание безбарьерной среды, которая создает комфорт для людей с ограниченными возможностями.
Еще недавно бытовало мнение, что безбарьерная среда - это только пандусы для колясочников у входа в дома, магазины или официальные учреждения. В большинстве случаев этим все и ограничивалось. Коренной перелом произошел в 2007 году, когда начала действовать госпрограмма о жизнедеятельности физически ослабленных лиц. Сегодня реализуется уже вторая программа.
К решению проблемы подошли комплексно. В 2013 году изменили нормы строительства. Теперь абсолютно все возводимые здания должны соответствовать требованиям безбарьерной среды. На всех соцобъектах обязаны делать пандусы, на пешеходных переходах опускать бордюры до уровня проезжей части, подземные переходы оснащать специальными подъемниками.
Всем пример подает Минск. По данным Комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, 70% объектов городской инфраструктуры доступны для маломобильных групп населения, к которым относятся и пожилые люди.
Дело в том, что в столице по инициативе Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников стали внедрять программу «Доступный город». Автопарк оснащен низкопольными автобусами, троллейбусами и трамваями, часть машин оборудована аппарелью - пологой платформой для подъема и спуска колясок.
Преображается и метро - все новые станции оборудованы лифтами. На старых добавили гусеничные подъемники. Разработали онлайн-карту, которая показывает, какие приспособления есть на всех ветках подземки и как ими пользоваться.
Ежедневно в Минске работает 19 машин социального такси - проезд для инвалидов бесплатный.
Все санатории страны создали условия для необычных клиентов. Три из них - «Белую Вежу», «Ясельду» и «Вяжути» - полностью переоборудовали для отдыха и санаторно-курортного лечения колясочников.
Чтобы отслеживать, как выполняются задачи, создана единая электронная база. В этом реестре 113 тысяч зданий и сооружений.
Александр Румак, заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси:
- Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов и будет соблюдать международные нормы. Проблема сейчас в том, что в стране нет единого подхода в оценке состояния доступности зданий и сооружений для физически ослабленных. Как результат - каждое ведомство реализует свою программу по обустройству безбарьерной среды, и зачастую эти мероприятия между собой не стыкуются. Кроме того, создавая комфорт для инвалидов опорно-двигательного аппарата, «забывают» про тех, у кого беда со слухом и зрением.
Автор фото: Александр Ружечка