С чего начинается родина
Учебники и программы по истории в Беларуси не менялись семь лет
- Авторы учебников находятся между Сциллой и Харибдой: и от научности отказываться нельзя, и упрощать изложение до бесконечности - тоже. Так что учебник всегда продукт компромисса.
- Имеет ли автор право на субъективный взгляд?
- Безусловно. Но учебник - вещь консервативная, работает на сохранение традиций. Отбираются те факты, достоверность которых подтверждена наукой.
- Какие моменты трудно учесть?
- В Советском Союзе была единая идеология. Учитель был своеобразным ретранслятором содержания учебной литературы, которая была единственным источником информации. Современный ученик может изначально не доверять учителю: «А я смотрел кино, там все иначе!» Учебник - уже не первооткрыватель новых знаний, учителя сейчас скорее - борцы с мифами.
- История - это всегда патриотизм?
- С одной стороны, патриотизм - чувство любви к родине, с другой - гражданский долг. Беларусь - молодое суверенное государство. Для многих юных суверенитет - данность, существовавшая всегда. Раньше нашим индентификационным кодом была национальность. Сегодня ее даже нет в паспорте, мы все - граждане Беларуси. Сейчас важно наполнить символическим содержанием национальное самосознание молодых.
- Мы уже больше двадцати лет живем в Союзном государстве - может, пора взяться за союзный учебник истории?
- Про учебник, наверное, говорить рано: мы еще не отрефлексировали имеющийся опыт союзного строительства. Но определенные уроки из общей истории нужно извлекать, будем готовить пособия для студентов.
Нам нужен общий учебник Союзного государства
Валентина Леоненко, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:
- Проблема школьных учебников в том, что авторы не учитывают возрастные особенности детей. Нельзя давать ребенку задания, рассчитанные на абстрактно-логическое мышление, когда оно у него еще не сформировано.
Плохо, когда авторы учебников рассматривают их подготовку как «основу» своих кандидатских и докторских диссертаций. В этом случае ученый больше озабочен тем, чтобы произвести впечатление на коллег, чем изложить сложный научный материал в доступной форме. Потом школьник три-четыре часа вынужден делать домашнее задание, а родители - искать репетиторов. Некоторые предлагают сокращать часы на преподавание гуманитарных предметов.
Этого делать нельзя - они развивают духовный мир человека. Кроме того, между изучением истории и воспитанием патриотизма - прямая связь.
А какое будущее у страны может быть без патриотов?
И, конечно, нам нужен учебник истории Союзного государства. Он не только станет барьером на пути фальсификаторов истории, но и поможет нашему единству.
СПРАВКА «СВ»
После развала СССР каждая бывшая союзная республика, в одночасье став суверенным государством, начала писать собственную историю. Многие события стали представляться под другими ракурсами. В некоторых странах начала поднимать голову русофобия, а оценка исторических личностей подчас менялась с плюса на минус - и наоборот.
Содержание второго поколения белорусских учебников, которые школы получили в 1996 году, оказалось более выверенным и взвешенным по сравнению с первым. Они предназначались для 12-летней школы, на них выросло целое поколение учащихся. Возврат в 2008 году к 11-летнему образованию обновил и учебники. Их используют в белорусских школах и сегодня.
Было время, когда не существовало «Истории Беларуси» как отдельного предмета. Ее изучали в контексте всемирной истории и истории СССР. Сегодня это отдельная дисциплина, на которую выделяется час в неделю. На уроках «Всемирной истории» и «Истории Беларуси» некоторые темы перекликаются, но считается, что это хорошо - ученики лучше усваивают материал.
Сейчас идет работа над четвертым поколением национальных учебников.
ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
1. Адам Мицкевич - польский поэт
Считается, что величайший поэт принадлежит только Польше. На самом деле Адам родился в белорусском Новогрудке в семье, принадлежавшей к старинному литовскому роду. Писал стихи на языке, содержавшем множество белорусских элементов, и называл Беларусь своей родиной.
2. Крестьянское восстание Кастуся Калиновского
В советское время восстание 1863-1864 годов называли крестьянским. Но его целью было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. А шляхтич Константин (Викентий) Калиновский, которого при жизни никто не называл мужицким именем Кастусь, боролся за идеи социального равенства, справедливости и создание демократического народного государства.
3. Тишка Гартный - враг народа
До «хрущевской оттепели» считался одним из лидеров и идейных вдохновителей реакционного национально-демократического движения, за что получил клеймо «врага народа». Сегодня доброе имя Тишки Гартного (настоящее имя Дмитрий Жилунович), первого председателя Совнаркома БССР, известного писателя, видного революционера и общественного деятеля, восстановлено. Он занял свое почетное место среди отцов-основателей Белорусской ССР.