В стране насчитывается около 3 миллионов должников, то есть практически каждый второй белорус.
ИДЕЯ РОДОМ ИЗ СССР
Для тех, кто прячет свои доходы в тени, наступил момент истины: весной этого года в Беларуси в силу вступил «налог на тунеядство». Те, кто без причины не работает больше 183 дней в году, должны уплачивать социальный сбор. Сегодня он равен 3,6 миллиона белорусских рублей (около 15 тысяч российских). Еще раньше был принят налог на займы. Он коснулся тех, кто живет не по средствам - покупает недвижимость, дорогие машины и т.д., объясняя свои покупки тем, что деньги на них взяты в долг. Платить подоходный налог (13 процентов от суммы такого «кредита») не нужно, если, к примеру, деньги дали родственники. Хотя, конечно, «ссужающего» налоговая инспекция тоже проверит на предмет доходов и расходов. Налоговики держат ухо востро: всегда внимательно следят за тратами тех, кто официально нигде не работает. К примеру, мужчина, у которого только небольшая пенсия, купил дорогую квартиру и гараж. Он обязан предоставить декларацию о доходах и имуществе, дать аргументированные пояснения об источниках доходов. Иначе суммы превышения его расходов над доходами подлежат налогообложению.
ПОМОГАЮТ ДАЖЕ ПОЧТАЛЬОНЫ ПЕЧКИНЫ
У налоговых органов много источников информации. Помогает даже «Белпочта» - передает сведения о денежных переводах и посылках конкретных граждан. А с мая этого года налоговикам стали доступны кредитные истории и сведения о продаже валюты. За полгода налоговые органы проанализировали информацию о доходах и имущественном положении более 19 тысяч человек. По итогам в бюджет поступило более 24,2 миллиарда белорусских рублей. Отдельный случай - индивидуальные предприниматели, которые не регистрируют свою деятельность официально. За полгода таких «наловили» больше 1,7 тысячи. Государство вернуло 31 миллиард белорусских рублей. С должниками в республике не церемонятся Тунеядцем можешь быть, но деньги заплатить обязан
ЖКХ
С ВЕЩАМИ НА ВЫХОД
Татьяна ПАСТУШЕНКО
В арсенале белорусских коммунальщиков много способов взыскать долг с неплательщиков. При небольшой просрочке сначала беседуют, а потом включают телефонные номера в систему «Автодозвон». «Черные списки» вывешивают на сайтах районных администраций и досках объявлений у подъездов, присылают уведомления-напоминания. Тем, кто не платит по счету больше двух месяцев, отключают свет, газ и воду. Если все перечисленные способы не сработали, коммунальщики идут на крайние меры. Через суд жильцов могут переселить в худшее жилье, а то и вовсе оставить без квадратных метров. Только в этом году к 48 собственникам пришлось применить такую меру, 123 семьи переселились из квартир в общежития. Но есть у коммунальщиков не только кнут. Пряник тоже предусмотрен. При оплате основного долга пеню, начисленную за время просрочки, могут списать. И многие этим пользуются: только за последние полгода долг в размере 7,6 миллиарда рублей погасили те, кто не платил за коммуналку 3-6 месяцев, и еще 26,2 миллиарда - те, кто «уклонялся» больше полугода. Общая сумма просроченной задолженности по оплате коммуналки в Беларуси на начало июля составила почти 53,6 миллиарда рублей. При этом среди должников «злостных», то есть не оплачивающих ЖКУ больше шести месяцев, в три раза меньше, чем тех, кто откладывает расчет с долгом меньше чем полгода.
БАНКИ
Коллекторы обычных граждан не донимают
Марине Соколович тридцать лет. Живет в небольшом райцентре Минской области. Пять лет назад взяла кредит на покупку 3D-телевизора. Следом захотелось новый смартфон, фотокамеру, отпуск за границей. Чтобы расплатиться с кредитом, взяла еще один. А тут с работы уволили. Так и «попала в сложную жизненную ситуацию». Поиски работы затягивались, а долг все рос...
Случай типичный: 70 процентов «плохих» долгов именно по потребительским кредитам. С такими, как Марина, банки работают по отлаженной схеме. Сотрудники службы по работе с просроченной задолженностью сначала отправляют им СМС, голосовые сообщения, звонят, затем приглашают для личной встречи в банк, приезжают к должнику домой и на работу.
В Беларуси, в отличие от России, коллекторские агентства работают только с юрлицами. Поэтому Марина общается с банком, а не с судебными исполнителями. Когда переговоры не помогают, финансовое учреждение расторгает кредитный договор досрочно и инициирует принудительное взыскание долга в рамках исполнительного производства. Банки могут действовать через нотариусов, присутствие должника при этом не требуется. Судебные исполнители по возможности накладывают арест на имущество и деньги должника. У неплательщика из зарплаты вычитается не более 20 процентов в счет уплаты долга.
Нацбанк принимает меры, чтобы новых проблемных долгов не возникало. С 2009 года банки не могут давать гражданам кредиты в иностранной валюте. В прошлом году ввели запрет на выдачу кредитов без справки о доходах. На днях ввели скоринговую модель для оценки кредитной истории клиента. В систему вводятся данные желающего получить кредит. На их основании присваивается оценка, которая помогает оценить надежность будущего заемщика. Благодаря всем этим мерам ситуацию в Беларуси нельзя назвать пугающей: проблемная задолженность по кредитам составляет менее процента от суммы всех выданных гражданам кредитов.
7 МЕТОДОВ БОРЬБЫ
Как «раскулачивают» злостных неплательщиков
1. Забирают права и налагают арест на автомобиль.
2. Арестовывают деньги, положенные на разговоры по мобильному телефону.
3. Отключают мобильную связь.
4. Закрывают доступ в интернет.
5. По решению суда включают в список невыездных.
6. Не дают разрешения на охоту.
7. Запрещают управлять лодками и яхтами. В будущем планируют арестовывать посылки с товарами, приобретенными в зарубежных интернет-магазинах.