Актер Валерий Соловьев верит, что театр несет зрителям волшебство
Актер Валерий Соловьев верит, что театр -- это сказка
Его голосом говорят Си Си Кепвелл из «Санта-Барбары», Пирс Броснан, Дэниел Крейг, Уилл Смит и еще несколько десятков голливудских звезд и персонажей.
«Голос Бонда», как в шутку называют актера, рассказал «СВ», чем поразил его Депардье и как он стал кумиром слепых.
- У вас и театр, и кино, и дубляж - что важнее?
- Конечно, театр! «Балтийский дом» - первая любовь, которая не забывается. Это прямое общение со зрителем. Пофантазирую. Вот красивая женщина, полгода уговаривает мужа: «Давай ты пойдешь не на футбол, а со мной в театр». Тот отнекивается, но она его догрызла. И вот она выбирает спектакль, одежду, макияж, туфельки… Почему люди любят театр? Потому что папа в детстве рассказывал сказки: моя дочка, например, без этого не засыпала. Так и здесь, зрительница верит, что ей расскажут красивую историю.
И вот зал начинает шуметь, заполняться. Ты на сцене, но занавес еще закрыт. Понимаешь, что люди в предвкушении волшебства. Они потратили деньги не на пиво, а на билет в театр. Поэтому будь добр, дай им его!
- Красиво сказано.
- В театре есть атавизм: после спектакля делаем поклоны. Сложно представить, чтобы хирург после операции кланялся. Или инженер, закончив проект, космонавт, прилетев на землю. А артисты кланяются. Этим мы говорим: спасибо, почтенная публика, что потратили часть своей жизни, чтобы посмотреть на нас.
- После кино артистов часто узнают, а после театральных ролей?
- Когда играли «Одиночество в Сети», лет пять-шесть на полных аншлагах, тогда узнавали, просили сфотографироваться. Хороший был спектакль.
- Говорят, однажды вы отказались выходить на сцену обнаженным.
- Готовили спектакль о Галилео Галилее, я должен был играть Папу. Режиссер говорит: «Валерий, у меня так сцена строится, что Папа стоит голый и его одевают во все папское облачение». Отвечаю: «Нет, я сверкать голым телом не буду». Он: «Хорошо, мы тебе наденем кальсоны, устраивает?» Но что-то с этим спектаклем не срослось, даже до репетиций не дошло. И хорошо.
ПОСТАВИЛ НА МЕСТО ДЕПАРДЬЕ
- Театр - для души. А сериалы и кино для чего?
- Сериалы прежде всего для заработка. Горжусь тем, что, наверно, я единственный артист в Петербурге, который до сих пор не снялся в «ментах» и тому подобном. Лет двадцать меня заманивали, я находил предлоги отказаться.
- Почему?
- Мне не нравится, это халтура. То же самое и с другими телевизионными ежевечерними сериалами. Раньше хватало одной фразы, чтобы тобой перестали интересоваться их продюсеры. «Какой у вас гонорар?» - «Тридцать тысяч рублей и привозить туда и обратно». - «Ой, нет, извините». А вот лет десять назад звонят, я завожу свою шарманку, не успеваю договорить и слышу: «Мы согласны».
- Подловили!
- Ну, пообещал - будь добр исполнить. Спрашиваю: кого хоть играть-то? Отвечают: главный злодей на 24 серии, портит жизнь главным героям и всем честным людям. Ладно, думаю, хоть денег заработаю. Они сняли 24 серии с моим героем за семь дней! Можете себе представить? О каком качестве может идти речь?
- Смотрите кино со своим участием?
- Только один раз. Первый сериал был хороший, «Закон мышеловки». Я играл главного следователя.
А еще мне повезло, снимался во Франции, в фильме «Все могут короли», это «Римские каникулы» на российской почве. Я - охранник принцессы, которая исчезла в Петербурге, ищу ее следы. В титрах вначале идет «Где-то в Европе…» - поэтому мне сказали: «Начало снимаем во Франции, у тебя диалог с папой принцессы».
- И кто играл папу?
- Вот и я спросил: а кто папа? Депардье! Да ладно! Он тогда еще не получил российский паспорт и квартиру в Саранске. Самый востребованный артист в Европе. Меня предупредили: Депардье - это святое, не заговаривай с ним.
- Французский знаете?
- Полгода учил текст, зазубрил навечно! (Говорит по-французски.) И вот мы встретились… Он, конечно, блестящий профессионал, но при этом шалопай!.. Текст принципиально не учит и первым делом спрашивает у оператора: где граница кадра? Там ему за моей спиной вешают слова, и вот он вроде смотрит мне в лицо, а сам скашивает глаза. При этом органичен как кошка! И так мне обидно стало, я-то свои восемь слов полгода учил… Я чуть-чуть сдвинулся и закрыл ему текст.
- Нарочно?!
- Конечно. Только ты один здесь артист, что ли? Он закричал: «А-а-а! Сатана!» - и стал меня душить. Но после этого мы стали друзьями.
- Вы много поездили, в Беларуси бывали?
- Когда в армии служил, бывал пару раз в командировке в Минске. С театром два года назад привозили «Душечку». Безумно понравился город, большое уважение к нему.
ПОСЛЕ «ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ» МАЛЬЧИКОВ СТАЛИ НАЗЫВАТЬ ДОБРЫНЯМИ
- По голосу узнают?
- Пару раз бывало. «А вы что, Бонда дублируете?» или «Маш, посмотри, Бонд пришел!».
Озвучил всех Бондов с Крейгом, и еще один фильм с ним - «Девушка с татуировкой дракона». Он серьезный артист. Расстроился, что последний его Бонд оказался развесистой клюквой с картонным злодеем и злобными русскими. Ужасно.
- Фильмы с вашим голосом смотрите?
- Я их и так вижу, когда озвучиваю! До начала СВО, когда мы еще дружили с Европой и Америкой, их часто по телевизору показывали, так что волей-неволей посматривал. Например, идет «Аватар», дочка спрашивает: «Папа, ты говоришь?»
В ковид театр был закрыт, мы всей семьей месяца три-четыре провели на даче, и в какой-то день показывали всех Бондов. Я шутил: сегодня день имени меня.
Дублированных фильмов-то за плечами много, одних главных ролей больше ста.
- Что сложнее озвучивать - кино или мультфильмы?
- В принципе, без разницы. Но самый сложный опыт, когда дублировал Уилла Смита. Он афроамериканец, а они очень быстро говорят.
ЗВЕРУШЕК НИКОМУ НЕ ОТДАВАТЬ
- Тараторят?
- Я не успевал за ними. А на много дублей не имею права, другие артисты ждут. Два часа пытаемся это упихать…
Однажды озвучивал американское ток-шоу о сексуальных проблемах, мы многое узнали об этой стране! (Смеется.) И вот мне нужно сказать: «А сейчас нам звонит трансвестит из Массачусетса».
- По-русски длиннее.
- Английский язык лингвистически короче. Мне не обязательно попасть в артикуляцию, но начать и закончить фразу нужно одновременно с диктором.
В другой раз озвучивал какую-то компьютерную игру, просто счет - «один, два, три…». На «четыре» споткнулся: у них один слог - four, а у нас - три слога!
Сейчас-то новая аппаратура ускоряет речь, и все намного быстрее. Первый фильм, «Портрет Дориана Грея» дублировал шесть часов, а сейчас управились бы за тридцать минут.
Но озвучка меня спасла в 1990-е годы, когда надо было кормить семью. Фильмов не снимали, а телевизионную сетку надо было чем-то закрывать. Вот и пошли мыльные оперы, «Санта-Барбара»…
- Кстати: здравствуйте, Си Си! Что бы мы в те годы смотрели без вас?
- Есть один момент в моей жизни, от которого мне приятно. Я озвучиваю в мультфильме «Три богатыря» Добрыню Никитича, во всех сериях. Как-то руководство студии говорит: нам так понравилось, как ты сделал Добрыню, давай еще Илью Муромца попробуй. Сделал я и Илью.
Потом, когда этих героев в один фильм поместили, мне предложили выбор: или Добрыня, или Илья. Естественно, я своего Добрынюшку выбрал. В очередной раз прихожу и слышу: «Валер, представляешь, в России в разы повысилось количество мальчиков с именем Добрыня!»
Мне так приятно! Значит, им нравится. Вот этим я по-настоящему горжусь.
- А сами что любите смотреть?
- Обожаю документальные фильмы - как смотреть, так и писать закадровый голос. На студии знают: если пришли зверушки, их никому не отдавать, только Соловьеву.