Осталась только музыка Пахмутовой…
Их невозможно было представить по отдельности. Говорили «слова Добронравова», подразумевали и «музыку Пахмутовой». И наоборот
НЕДЕЛЯ В РЕАНИМАЦИИ
О том, что поэта-песенника больше нет, узнали от Николая Баскова.
- Нас по-прежнему ждут московские метели, но, увы, без Добронравова... – сообщил он. - Хотя такие люди с нами навсегда…
Лев Лещенко рассказал о том, что они с Добронравовым встречались каждые два-три месяца. Оба болели за «Динамо», и обсуждали матчи.
- Песенные метафоры Николая Николаевича вошли в кровь и плоть нашего народа через песни «Надежда», «Нам не жить друг без друга». Это страницы истории, - уверен Лещенко.
Николаю Добронравову было 94 года.
Супруги переболели коварным заболеванием три года назад. Лежали даже в красной зоне. Но выкарабкались. Казалось бы, вот оно, счастье. Но – нет. Ковид дал о себе знать осложнениями. И, если Пахмутова держалась более-менее живчиком, то Добронравов начал сдавать.
В последний год почти не вставал с кровати. Состояние с каждым днем ухудшалось. Лето супруги провели в санатории. За Добронравовым строго присматривали врачи. Последнюю неделю он лежал в реанимации...
Супруги написали более 500 хитов. В числе самых известных - «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Как молоды мы были», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Знаете, каким он парнем был», «И вновь продолжается бой». «Орлята учатся летать» и многие другие. И, конечно, прощальные строчки Олимпиады-80, под которые улетал воздушный шар-мишка, «До свиданья, Москва».
В те моменты, когда музыку не писала Пахмутова, с поэтом-песенником сотрудничали Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, ПоладБюль-БюльОглы, Муслим Магомаев и другие композиторы и певцы.
Песни Пахмутовой-Добронравова были основными в репертуаре Ансамбля Александрова.
Поэт-песенник - лауреат Госпремии 1982 года и премии Ленинского комсомола, которую получил в 1978-м.
ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИСТ
Только человек, рожденный в блокадном Ленинграде, мог написать такие строчки:
- Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший...
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями?
Это стихотворение у Добронравова было любимым. В нем – его детство. Поэт-песенник родился в коммуналке на Васильевском острове. Воспитывала мальчика бабушка-блокадница. Бомбили каждую ночь.
- Мы сидели в прихожей или на кухне с котомочками, - вспоминал Добронравов. – Уходили в бомбоубежище.
Вскоре мальчика отправили в эвакуацию. Сначала – в Москву, потом – в Горький, а затем – в подмосковную Малаховку. До последних дней Добронравов не мог забыть школьного учителя Якова Васильева.
- Я так полюбил литературу, только, наверное, благодаря ему, - вспоминал Добронравов. –
Помню, война. Пятый или шестой класс. Сидим в шубах, потому что школа не отапливалась. Чернила замерзают. И Яков Васильевич говорит: «Сегодня будем проходить Лермонтова». И тут же взял с меня слово, чтобы пришел к нему на могилу и прочитал вот эти строчки: «Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит»… Это мои любимые стихи. Я, конечно, выполнил обещание.
Яков Васильевич настолько увлек литературой маленького Колю, что он в 9-10 лет выучил наизусть «Горе от ума». Бабушку такие успехи напугали, и она отвела внука в «Кащенко». Профессор осмотрел мальчика и отклонений, конечно, не нашел.
Школу Добронравов окончил с золотой медалью.
Поэт-песенник все время находился за кадром, и мало кто знает, что он был потрясающим актером. Окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при горьковском МХАТе. Причем, как и школу, почти на одни пятерки. Позже получил и второе высшее образование в Московском пединституте имени Потемкина.
ВМЕСТЕ НА ЛОДОЧКЕ МОТОРНОЙ
Все, кто знал творческую чету, задаются вопросом: как переживет уход мужа Пахмутова? Они не расставались ни на секунду больше 60 лет. Вместе жили, работали и путешествовали. Отчества одинаковые. И родились в ноябре. Добронравов посвятил Пахмутовой песню «Ты - моя мелодия, я - твой преданный Орфей».
- Супруги отличались скромностью, - отмечает Нелли Кобзон. - Никогда ни о чем не просили. Все вопросы решали тихо, стеснялись внимания к себе. Мы с мужем звали их «два бубзика».
Сами Пахмутова и Добронравов никогда не сюсюкались друг с другом на людях. Называли друг друга по имени-отчеству. «Аля» или «Коля» - только в кругу близких.
- У него были очень красивые глаза, - смущаясь, рассказывала Пахмутова.
Познакомились в юности. Добронравов был артистом ТЮЗа. Подрабатывал на Всесоюзном радио. Начитывал заставки. Например: «Начинаем спортивную передачу для школьников «Внимание на старт!»». И к «Пионерской зорьке». Однажды редактор Ида Горенштейн познакомила его с маленькой и миленькой девушкой-композитором. Попросила вместе сочинить что-нибудь к летним каникулам. Пахмутова и Добронравов написали «Лодочку моторную».
- И на ней и отправились в дальнейший путь, - смеялся поэт-песенник.
Через три месяца после знакомства поженились.
- Их союз основан не только на творчестве, но и на глубоком огромном понимании друг друга, - отмечала вдова Муслима Магомаева Тамара Синявская.
В БЕЛОВЕЖСКУЮ ПУЩУ
Творческая чета обожала Синеокую. В 1973 году приехали в Минск на конкурс советской песни, как члены жюри. Победили тогда «Песняры». А Первый секретарь ЦК Беларуси Петр Машеров посоветовал Пахмутовой и Добронравову побывать в Беловежской Пуще. Творческой чете там устроили большую экскурсию, конечно, показали зубров и попросили сочинить песню про заповедник. Стихи были готовы уже через два дня. А, когда вернулись в Москву, Пахмутова написала музыку.
С 1976 года «Беловежскую Пущу» стали исполнять «Песняры».
Из путешествий по Республике Пахмутова и Добронравов привезли и еще одну песню - «Белоруссия». О белорусских партизанах. И ее тоже исполняли «Песняры».
«НЕЖНОСТЬ» ПЕРЕД ПОЛЕТОМ
Судьба трогательной песни «Нежность» складывалась непросто. Во всем был виноват ее герой – Антуан де Сент-Экзюпери, потому что он - французский летчик. Добронравову предлагали заменить его на Григория Бахчиванджи. Тот тоже летчик, зато советский. Но поэт-песенник не согласился и правильно сделал. Правда, о том, что песня все-таки успешна, стало понятно не сразу.
Впервые «Нежность» исполнила Майя Кристалинская в 1965 году. На сцене Колонного зала Дома Союзов. Вышла и сказала:
- Волнуюсь, потому что исполню новую песню. И от того, как примете, будет зависеть ее дальнейшая судьба.
Премьера провалилась. Аплодисментов не было. За кулисами к Добронравову подбежал композитор Аркадий Островский:
- Ну, что ты делаешь?! Кому нужен твой Экзюпери?
Однако ни Добронравов, ни проникнувшаяся его песней Кристалинская не сдались.
Наоборот, Майя стала петь «Нежность» при любом удобном случае. И у песни вдруг случился прорыв. Кристалинскую, благодаря ей, сделали лучшей певицей 1966 года. Через год «Нежность» прозвучала в фильме «Три тополя на Плющихе». Ее исполнила Татьяна Доронина.
А вскоре в песню влюбились космонавты. Сначала - близкий друг Пахмутовой-Добронравова Юрий Гагарин. А потом – и его товарищи. Появилась традиция: слушать «Нежность» перед каждым полетом. Так было и когда стартовал корабль «Союз-1». Перед полетом супругам позвонил Гагарин. Трубку взяла Пахмутова.
- Алечка, знаешь, Володя Комаров уходит в полет и просит передать вам с Колей благодарность за «Нежность», - сказал первый космонавт.
Комаров не вернулся. А через год не стало и Гагарина.
НЕ ФОРМАТ?
- Его гибель - незаживающая рана, - грустила Пахмутова.
Дружба с Гагариным началась в 1961 году. Отдыхали семьями. Ездили вместе в Дома отдыха. Во время одного из отпусков супруги вдохновились Гагариным, который любил сидеть и смотреть на морские волны, и придумали песню «Обнимая небо».
В 1968-1971 годах пара выпустила альбом «Созвездие Гагарина». И в ней главной стала песня «Знаете, каким он парнем был». Исполнял ее Юрий Гуляев. Песня стала его визитной карточкой.
Гагарин попросил Добронравова сочинить песню о самолетостроителях из Комсомольска-на Амуре. Поэт с радостью согласился. И родилась песня «Птицы вылетают из гнезда». Добронравов любил писать о людях рабочих профессий: строителях, гидростроителях, летчиках-испытателях.
- Любимый герой моих песен – человек честной судьбы, добрый и порядочный, не предатель, у которого в душе живет вера, - говорил Добронравов.
И переживал от того, что песни об этих людях редко звучат. Когда спрашивал, почему, отвечали «Не формат». Добронравов и сам был таким, как герои его песен. И Пахмутова – тоже. У супругов не было детей и внуков. Зато ими стали их песни.