Илья Черт: Патриотизм – элементарная благодарность
Группе «Пилот» исполнилось 25 лет, а ее лидеру - пятьдесят
Фото: Михаил Денисов/kpmedia.ru
Музыкант, настоящая фамилия которого Кнабенгоф, рассказал «СВ», что он думает о взрослении, в чем кайф семейной жизни и что такое для него патриотизм.
СОЗДАЛИ ЦЕЛЫЙ МИР
- Редким группам удалось столько продержаться, у «Пилота» получилось - юбилейные концерты проходят в двух столицах. Рад?
- Честно говоря, я вообще не думал, что это станет делом моей жизни. Поначалу мы рассматривали музыку как развлечение. У меня никогда не было желания стать рок-звездой. Не думал ни о карьере, ни о популярности. Но потихоньку известность росла, и в какой-то момент группа начала зарабатывать деньги на концертах.
Мы подумали: почему бы и нет?
- Гордость чувствуешь?
- Даже не гордость, а скорее удивление, что все так срослось, само собой сложилось. Мы старались донести свое творчество
до как можно большего количества людей. Никогда не обращали внимания на то, что модно. Ни одной песни не написали на злобу дня. Всегда старались затрагивать глубокие вещи, вечные.
- Если бы ты как простой зритель пришел на концерт «Пилота», что бы подумал?
- Я бы полез в интернет больше о группе узнать. Потому что песни «Пилота» - это целая Вселенная, свой мир, в который нужно погружаться. Это не просто послушал две-три песни, подумал: «О, прикольно», и все. Наша музыка - это целая философия. Не для тех, кто привык слушать поверхностно.
- Каково это: еще вчера тебе 49, и вдруг - р-раз! - уже пятьдесят. Почувствовал разницу, увидел новые перспективы?
- Я бы не назвал это перспективами! А разницу ощутил. Более философски смотрю на все. Поменялись приоритеты. С возрастом начинаешь понимать, что - суета, а что важно. Не тратишь энергию на ненужное. В дзен впадаешь. Как будто сидишь на берегу реки и смотришь, как люди на лодках туда-сюда мельтешат. Думаешь: и зачем это все надо? Все разумные люди к такому приходят. Понимают, что есть куча мелочей, которые не стоят нервов. Есть вещи поважнее.
ЗАПАРАЛЛЕЛЕН С ИЛЬЕЙ-ПРОРОКОМ
- Ты рассказывал об осознанных сновидениях, когда сам управляешь «сюжетом». А вещие сны у тебя бывают?
- С детства. Мне всегда казалось, что моя жизнь тесно переплетена с известным историческим персонажем, которого зовут Илья-пророк.
- Тебя же и назвали его именем.
- У меня с ним очень многое пересекается. Я испытывал к нему глубокий интерес, изучал его жизнь. Мы с ним очень похожи внутренне. И проблемы одинаковые, и задачи, и дары как благословение по жизни такое же. Мы с ним очень сильно запараллелены. Илья-пророк обладал странным даром - видел вещие сны, и я тоже вижу странные вещи во сне.
- А в детстве что-то видел про свое будущее?
- Я не коплю эти воспоминания, не таскаю их за собой. Для меня это обыденность - как завтрак, одежда, чистка зубов.
Иногда предупреждаю людей о чем-то. Но я же не всегда вижу то, что сбывается. Многие вещи ассоциативные, не всегда понятно, как интерпретировать, не человеческая же логика.
ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ
НЕОЖИДАННЫЙ ПОДАРОК СВЕРХУ
Вопреки прогнозам врачей, у музыканта появилась дочь.
- Что главное в жизни, семья?
- Конечно. Совсем простые вещи: близкие, родные, дети. Дело твоей жизни. То, что есть крыша над головой. Еда в холодильнике. Штаны, ботинки. И этого достаточно. Нет никакого смысла бегать за лучшими ботинками, лучшими штанами, лучшей машиной, квартирой большего размера. Это отнимает впустую время и силы.
- Помню, когда-то ты выбросил из квартиры все, включая телевизор.
- Есть разница, когда живешь один и когда с женой и ребенком. Когда я жил один, в трех пустых комнатах стояла одна кровать, один небольшой шкафчик с книжками. И все. Хоть на велосипеде катайся. А теперь квартира обросла огромным количеством вещей, игрушек, и это напоминает детский сад на выезде.
- Значит, и телевизор появился, можно быть спокойной за твою дочь?
- Телевизор работает исключительно как экран - Айя смотрит мультики из интернета. И кстати, я замечаю, она любит мультики с научной подоплекой, где рассказывают про планеты, историю динозавров, показывают физические опыты. Ей нравится наука, конечно, на уровне девятилетнего ребенка.
- Учится как?
- В школу ходит с удовольствием, а как учится - не важно, мы не собираемся делать из нее отличницу с золотой медалью. Помню, лет двадцать лет назад такой же вопрос задали Косте Кинчеву про его дочку Веру. На что он ответил: мне плевать, что она носит двойки-тройки, лишь бы человек вырос хороший. Я помню, как скептически тогда отнесся к этим словам, а сейчас готов повторить!
- Круто быть отцом?
- Мне нравится. Я всегда этого хотел. По медицинским показателям у меня не было на это никаких шансов, но Господь чудо совершил. Неожиданный подарок сверху.
ПОЗИЦИЯ
«СВО - ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА»
Фронтмен считает, что конфликта на Украине было не избежать.
- Сейчас в культуре, да и в жизни из-за спецоперации проходит водораздел по линии «ты за красных или за белых?». Обе стороны друг друга не принимают.
- Есть еще и третий вариант - здравомыслящие люди, которые все понимают.
Аргументы нашего правительства здравые, но меня огорчает, что под замес попадают непричастные к этому мирные жители. Думаю, спецоперация - это вынужденная мера, без этого нельзя было обойтись, надо было защищать людей от прямого геноцида, от неонацистского режима. К сожалению, это нужно было сделать. Для меня это оправданная мера, но акцент на слове «к сожалению».
- Из-за другой позиции двое музыкантов ушли из твоей группы. Расстроился?
- Считаю, любой человек имеет право на свое мнение. У меня много знакомых, которые занимают радикально противоположные позиции, но мы от этого не перестали быть друзьями, продолжаем нормально общаться. Мы здравомыслящие взрослые люди, понимаем, что обстоятельства бывают разные, но это пройдет, а люди останутся.
- Ты с этими музыкантами будешь общаться?
- Мы и продолжаем! Я имею право на собственное мнение, но и им даю точно такое же право.
- Кто-то уехал из страны, как Максим Галкин с Аллой Пугачевой, еще множество людей.
- Это их решение. Я не собираюсь никуда уезжать. Мало того, я поддерживаю свою страну в том, что сейчас происходит.
- Ну ладно, уехал и уехал, но зачем грязью страну поливать?
- Я не слушаю и не обращаю на это внимания. Моя реакция простая: игнор. Я же не буду обращать внимания на каждого, кто ругается на улице. У каждого свои детские травмы, своя ситуация в семье, с женой, детьми, свои внутренние причины, мы просто их не знаем. Это я тебе сейчас прямо как психолог говорю!
- Для тебя в чем патриотизм?
- Для меня патриотизм - это чувство благодарности к стране, к народу. Этот народ дал мне возможность родиться. Дал крышу над головой. Выкормил меня, дал бесплатное образование, медицинскую помощь, возможность заниматься рок-н-роллом, развиваться. Я практически всей своей жизнью обязан этому народу. И поэтому для меня патриотизм - это искренняя и честная ему благодарность. Элементарная.
- Еще говорят: наши деды боролись с нацистами, они бы спецоперацию одобрили.
- Тоже считаю, что одобрили бы. Мои оба деда воевали с нацистами в Великую Отечественную. Сейчас мои друзья воюют, я не вижу разницы.
- Дедушки рассказывали о войне?
- Они этого не любили. Исаака не стало, когда мне было четыре года, я не успел с ним нормально пообщаться. А с Михаилом много разговаривали, но больше просто о жизни. В одной моей книжке есть стих про деда - «Дедов урок». У них было много орденов и медалей, они хранились в ящичке, но, я думаю, мама продала их за еду, когда в девяностые годы нечем было кормить семью.