САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Звезды

Автор Евгения Заболотских

Нина Чусова: У Домогарова получился совестливый злодей

Режиссер рассказала «СВ» о своих постановках, о том, чему ее научила Татьяна Тарасова и почему она не стала праздновать юбилей

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва»

НЕ СОВСЕМ ЛЕРМОНТОВ

Осенью Нина выпустила в Екатеринбурге нашумевший мюзикл-оперу «Маскарад».

- Почему выбор пал именно на это произведение?

- Мы планировали другой спектакль - мою любимую рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда». Уже распределение сделали. Но теперь неуместно ставить что-то иностранное. И когда стало понятно, что нужен другой спектакль, я вспомнила, что лежит материал. И он совпал со всем происходящим.

Получился не совсем Лермонтов, конечно. Да, сюжет в основе, но автор либретто Юрий Димитрин сдвинул действие в 1914 год. И активирована тема войны.

- В последние годы вы ставите спектакли в крупных российских городах. Почему?

- Я бы работала в Москве, но тут постоянная смена художественных руководителей, которые не всегда находят со мной общий язык. И это нормально. Никого не осуждаю. Но наш «Ричард III» с огромным успехом идет в Театре Моссовета. Полные залы.

РОЛЬ-МЕЧТА

Кровожадного короля Англии Ричарда III играет Александр Домогаров.

- В этой постановке у актеров много сложного текста. Поделитесь секретами, как они его учили?

- Текст главного героя - короля Англии Ричарда III - внесен в Книгу рекордов Гиннесса, потому что больше слов, чем у него, нет ни у одного персонажа в мировой литературе. И я не знаю, как Саша его учил. Он даже будто этого и не делал. Я тоже была артисткой и могу сказать, что обычно вживаешься в роль и не можешь потом ее забыть. Она тебе снится, преследует. Домогаров влезал в шкуру персонажа. С образом, пластикой, голосом. Кстати, он и натолкнул меня на мысль поставить спектакль. Как-то спросила: «У тебя есть роль-мечта?» «Есть, - ответил. - Ричард III. Но я не подхожу. Я высокий, амплуа героя-любовника». И тогда я сказала: «Почему бы и нет?»

- И что же общего нашлось у него с Ричардом III?

- У Шекспира он - злодей-злодей. Можно было бы сделать его неприятным, хотя исторически он таким не был. Говорят, и горба у него не было. У Сашки Ричард получился обаятельным манипулятором, который не прикладывает особых усилий для страшных деяний. Например, легко убеждает леди Анну, как сильно любит ее. Говорим: «Ричард играет на сливочном масле», то есть идеально. Все поддаются его харизме. Но его мучает совесть. Осознание того, что сделал, съедает изнутри. В этой чувствительности герой и Сашка совпадают. Человек с толстой кожей не сыграет Ричарда III.

КРУГЛАЯ ДАТА

«ПРИДУМАЛА КОМФОРТНЫЙ ВОЗРАСТ»

В этом году Нине исполнилось пятьдесят лет.

- На какой возраст себя ощущаете?

- Ой, не знаю! В один день могу чувствовать себя на 85. Зайти в магазин, и чтобы все поняли, что перед ними уже очень старая женщина. А иной раз чувствую себя так, будто мне пятнадцать. Юбилей собиралась отметить активно, наприглашать знакомых, знаменитостей, устроить капустник в Доме актера. Но из-за ситуации в мире расхотелось. И меня сразу отпустило, будто и не было этой круглой даты, и можно себя разблокировать на этот счет и придумать тот возраст, который хочется на сегодняшний день.

- Многие называют наше время эпохой турбулентности, а как бы вы его охарактеризовали?

- Серьезное переходное время. Помните, раньше предупреждали, что будут квантовые скачки? А сейчас говорят уже, что так и есть, и непонятно, чего еще ожидать. И нужно принять ситуацию и при этом взращивать правильные цели. Вылезло то, что где-то пряталось: темное, грязное, страшное. Хочет все разрушить - оно провоцирует, когда обсуждаются острые темы: «Ааа, давай поругаемся!» Вот это - самое страшное. И у людей культуры важная миссия. Я сравниваю себя с крестьянином, которому предстоит кормить народ. Нужно сохранить в себе зерно - все хорошее, что есть. Пронести через турбулентность, перепады, переходы, ливни, потопы, грады, вирусы. Во всех смыслах, и физических, и психических. Оно даже из мерзлой земли, через асфальт прорастет и даст свои плоды.

- Впору затаиться на необитаемом острове! Какие три вещи взяли бы туда?

- Обязательно музыку. Скорее классику. Конечно, хотелось бы семью, но не уверена, что поедут. Слишком эгоистичное желание. Пусть будет свобода выбора, и сами решают, поплывут ли за мной. А взяла бы собаку, потому что надо заботиться о ком-то. И, наверное, стала бы писателем, а потому - ручку и тетрадку.

НА ЛЬДУ

ДИРЕКТОР КАТКА РАСПЛАКАЛСЯ

Она работала над популярными шоу «Снежная королева», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вместе с легендарным тренером.

- С Татьяной Тарасовой работалось, наверное, интересно, но не слишком легко?

- Это было незабываемо. Мы первыми делали ледовые шоу. Короткие сроки, высокие требования и не щадящий режим работы. У Татьяны Анатольевны большая харизма и сила воли. Я многому у нее научилась. Она очень жестко ведет себя с подчиненными. Я обычно ищу компромиссы. Потом поняла, что иногда есть предлагаемые обстоятельства, в которые можно вписаться и требовать, как от себя, так и от других. Пусть каждый отвечает за свое дело.

Однажды мы пришли на репетицию и оказалось, что лед плохо залили, сверху была вода, фигуристы не могли работать. И тогда Татьяна Анатольевна так отчитала директора катка, что у него слезы навернулись. А мужчина взрослый, здоровый, в возрасте. Ничего не мог ей ответить. Но это правильно, считаю. Какие-то вещи недопустимы. И она, конечно, формирует вокруг себя крепкую дисциплину. При этом она - не Карабас-Барабас. Вдохновленная всегда. Творческая атмосфера не уходит. Сколько было драк с костюмами! Я как режиссер хочу одного, ей как постановщику танцев нужно другое. Но на массовых зрелищах без постановщика не обойтись, потому что надо собрать воедино и танец на льду, и костюмы, и музыку.

- Режиссер - во многом профессия про власть. Насколько вам свойственно стремление к ней?

- Каждый понимает ее по-своему. Вахтер тоже, может быть, испытывает такую жажду. Считаю, режиссер должен быть не властелином колец, а крутым организатором. Магом. Алхимиком. Обладать знаниями. Уметь сочетать одно с другим, третьим, четвертым - и получить золото. Так что у меня стремление скорее познать мир, разные его грани, даже не явные. Мне кажется, если бы не стала режиссером, я была бы архитектором и математиком.

ДОСЬЕ «СВ»

Нина Чусова родилась 18 апреля 1972 года в Воронеже. Окончила актерский факультет местного института искусств. Играла в Театре драмы имени Горького в Самаре. В 2001 году окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИСа) (курс Леонида Хейфеца). В 2009 году открыла «Свободный театр Нины Чусовой». Первая постановка - «Портрет» по одноименной повести Гоголя - вышла в том же году. С 2012-го - худрук и главный режиссер Театра сказки «Аквамарин» в Москве. В 2020 году поставила в Театре Моссовета «Ричарда III» по пьесе Шекспира с Александром Домогаровым в главной роли.

Создавала спектакли в крупных городах России: Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге. Замужем. Трое детей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также