Руслан Алехно: Европейские ценности - химера
Певец трижды ездил в Донбасс - выступал перед ранеными военными и местными жителями
Фото: соцсети
НА БТРе К МАМЕ
- Когда оказались там впервые и что из увиденного поразило больше всего?
- Я приехал туда на День России. Затем прилетел примерно через неделю. И в третий раз - на День флага, в августе. Выступал в городах Снежное, Мелитополь, Херсон, Луганск и других. Одно дело быть готовым к чему-то морально, другое - физически присутствовать. Увиденное вживую меня, как любого нормального человека, заставило сильно переживать. В первую очередь за тех, кто там живет. Люди борются со злом. Отстаивают права, ценности, культуру, семью.
Я узнал много историй. Кому-то для того, чтобы попасть к маме в населенный пункт, расположенный в двух километрах, приходилось приезжать на БТРе, договариваться с военными. И оказалось, что кто-то из мирного населения помогает той стороне за вознаграждение. Например, закладывает маячки, по которым бьют ВСУ. Это нормально?
Поражает мужество тех, кто оставил профессию и пошел на фронт. Мы были в филармонии, разговорились, и выяснилось, что парни из оркестра - все на фронте. Музыканты, такие же, как я. Взяли оружие и пошли воевать, защищать свою землю. Вот это герои! Солдаты, офицеры - все, кто там борется за наше будущее.
- Местные жители рассказывали, почему не уехали в Россию, когда в регионе стало очень опасно?
- Среди них много тех, кто предан своей Родине, кто с 2014 года борется с режимом. Например, Анастасия Княжна из Мариуполя. Она выпустила и издала книжку на русском языке там, где был запрет на это. Прошла бесконечные мучения и допросы. Как она и ей подобные могут уехать? Они показывают своим примером, что нельзя бросать Отечество и народ в трудную минуту.
- Устраивают ли инструктаж артистам перед въездом в Донбасс?
- Безусловно. Все мы - люди, и никто ни от чего не застрахован. Пуля - дура.
- Где удалось побывать во время поездок?
- К сожалению, мы были очень ограничены по времени. Выступили, потом посетили госпиталь, Дом малютки. Когда ехали на автобусе из города в город, видели, какие за восемь лет построили укрепрайоны те, кто готовился уничтожать мирное население. Целая инфраструктура. А где-то в нескольких километрах оттуда мирные жители готовились к Дню города и красили бордюры. Вот такой контраст.
НА ТАНКЕ ДОВЕЛОСЬ ПОКАТАТЬСЯ
- В 2013 году вы выпустили альбом военных песен «Наследие».
- Альбом - дань ветеранам. Исключительно некоммерческий проект. Сделал его для них и только потом включил песни в свой репертуар. В 2023 году хочу дать большой сольный концерт в Москве с оркестром Министерства обороны. Играть и петь именно эту программу. Она, на мой взгляд, забыта. Вряд ли кто-то из моего поколения артистов такое поет.
- Военная тема близка?
- Я из семьи военных. Папа был военным летчиком, но в боевых действиях не участвовал. Сейчас он на пенсии. Покойные дедушки воевали.
- Папа научил держать оружие в руках?
- Умею стрелять из автомата, пистолета, ружья. И автомобиль водить, и на танке довелось покататься. Воспитание отпечаток наложило. Опаздывать не люблю.
- Почему не пошли по стопам отца?
- Так сложилось. Он-то хотел этого. А я после автотранспортного колледжа попал в войска противовоздушной и противоракетной обороны. Знаю, что такое С-300. Полтора года прослужил, а по факту - четыре, потому что попал в ансамбль песни и танца Вооруженных сил Беларуси.
- Какие ценности он привил вам?
- Во-первых, отвечать за свои поступки и слова. Во-вторых, относиться к людям там, как хотел бы, чтобы вели себя по отношению ко мне. В-третьих, не поддаваться искушениям, а в силу профессии их много. И, наконец, в любых ситуациях оставаться собой.
БЕЗ ЛИШНИХ РАЗДУМИЙ
Алехно трижды был в Чечне и дважды в Сирии, впервые увидел там раненых.
- Как это случилось?
- После выступлений в чеченских городах приехали в военный аэропорт. И вертолет привез несколько раненых солдат. Без руки, без ноги. И они летели с нами в грузовом самолете в Москву, в госпиталь. Это тронуло меня до глубины души. Когда приглашают в «горячую точку», стараюсь поддержать и быть рядом. Не беру паузу на раздумье. Что-то внутреннее толкает. Мы, артисты, должны дарить людям радость, оптимизм, надежду. Многие во время Великой Отечественной войны приезжали на фронт и поддерживали солдат.
- Пошли бы на фронт, если Родина позовет?
- Пойду. И об этом знает моя семья. Когда ехал в Донбасс, сказал супруге, где и что у меня лежит. Ключи, карты и тому подобное. А когда отправлялся в первый раз в Сирию, не сказал семье ничего. Только по возвращении признался, что был там.
- А потом, когда жена уже знала, пыталась отговаривать?
- Ее отец служил в Афгане, она все прекрасно понимает и лишних вопросов не задает. Спасибо ей за это.
ВЕРЬ – НЕ ВЕРЬ
ГДЕ ПЛЯШУТ ЧЕРТИ И БЕСЫ
Провидение слепого монаха помогло Руслану пересмотреть свои взгляды.
В прошлом году Руслан стал заслуженным артистом Беларуси.
На торжественной церемонии он читал речь по бумажке.
- Сильно волновались?
- Я несколько раз возвращался мыслями к этому моменту. Поражаюсь себе. Тексты песен никогда не учу. Читаю на ночь, утром помню. А тут написал речь утром, в гостинице, как только приехал в Минск. И не смог выучить! Все-таки не каждый день перед главой государства выступаешь. К тому же новость о присуждении звания застала врасплох. Я был на отдыхе, и позвонили. Не поверил - подумал, розыгрыш. С чего вдруг такая честь? Но меня набрали еще два раза - все подтвердилось.
- Беларусь вы представляли на «Евровидении» в Сербии в 2008 году. Снова поехали бы на этот конкурс, если бы появилась возможность?
- Никогда! Уже тогда там была сплошная политика, и это отражалось в голосовании, жеребьевке.
И потом со мной случилась мистическая история - в 2014 году приехал на Афон с покойным Сашей Тихановичем, солистом ансамбля «Верасы». Пришли в старинный монастырь Дохиар. Там было много людей из разных стран - благословения просили. Старец остановился возле нас с Сашей и сказал: «Евровидение: черти, бесы там». Слепой монах. Он в жизни нас не видел! У меня душа в пятки ушла.
- Что делали на Афоне?
- Хотел что-то в себе изменить, найти ответы на вопросы. И поехал туда еще и по состоянию здоровья. Попил воды из источника. Не представляете, какая она соленая! Вернулся - хворь прошла.
КОРНИ
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
Вокалист - настоящий патриот. Заграница его не привлекает.
У артиста есть пятилетняя дочь Варвара.
- Воспитываете ее, ориентируясь на свою семью?
- Не без этого - все мы зеркалим родителей. На ночь, как было и в моем детстве, слушаем «Буратино», смотрим советские мультфильмы «Ну, погоди!», «Красную шапочку».
- Вы родом из Бобруйска. Родители до сих пор там живут?
- Как и все остальные родственники. Я и сам часто бываю там. Вообще люблю Беларусь и ревностно отношусь к тому, что там происходит. Был и буду рядом всегда. Когда в 2020 году многие артисты отказались поддержать Александра Лукашенко, я остался. Это мой долг. Говорили: «Тебе заплатили». Но я никогда за деньги такие вещи не делал.
- Коснулись ли вас европейские санкции?
- Весной меня включили в список артистов, которым запрещен въезд в Европу. Но я и не стремлюсь туда. Где родился, там и пригодился. Хочу обнимать родную русскую березу или сосну. Мы богаты культурой, а главное - душой. А в Европе ценности - химера.