Игорь Масленников ушел из жизни за месяц до 91 дня рождения
17 сентября стал печальным днем для поклонников сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и трилогии «Зимняя вишня». Режиссер мечтал прожить до ста лет, но не сложилось… «СВ» вспоминает, каким был Игорь Федорович
Фото: Кинопоиск
ГОРДИЛСЯ «ПИКОВОЙ ДАМОЙ»
В последние годы Игорь Масленников мечтал о четвертой части «Зимней вишни», где события происходят тридцать лет спустя, уже и дети выросли. Был написан сценарий, началась работа… Но вмешалась смерть.
А вот о Холмсе и Ватсоне вспоминать не любил. Надоело. Он, филолог по первому образованию, считал книги Конан Дойля весьма посредственными, и подкупил его лишь хороший сценарий, где Ватсон был равноправным партнером Холмса, а потом и народная любовь к фильму.
Ему самому нравились другие его работы: «Ярославна, королева Франции», «Письма к Эльзе», «Что сказал покойник», «Пиковая дама». «Я снял много хороших фильмов, но их не показывают», - удивлялся режиссер.
В последние годы Масленников снял трилогию по мотивам комедий Островского: «Русские деньги», «Взятки гладки», «Банкрот», и обижался, что и этих фильмы мало кто видел.
НЕ БОЯЛСЯ КОНФЛИКТОВ
Как и все самодостаточные люди, Масленников ради дела не боялся отстаивать свое мнение перед чиновниками и даже ссориться с друзьями. Так, на роль Шерлока Холмса претендовал Сергей Юрский, а доктора Ватсона – Олег Басилашвили. Но Масленников решил, что сыщиком будет Василий Ливанов, его помощником – Виталий Соломин, а домработницей Рина Зеленая. Киночиновники возражали: «Какой из Соломина англичанин?», а насчет Рины Зеленой и вовсе крутили пальцем у виска: она же из ума выжила! (в начале съемок актрисе было 77 лет – ред.) Но режиссер с трудом, но отстоял исполнителей. И не прогадал.
Правда, с Василием Ливановым взаимопонимания не получилось. Режиссер высказывался в том духе, что актер он «средненький», хотя и идеальный Холмс, а Ливанов обиделся, ведь он считал себя главной звездой. Режиссер признавался, что за восемь лет работы над сериалом натерпелся от тяжелого характера актера, но - дело есть дело. А вот после съемок режиссер и актер перестали общаться.
СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ
Масленников считал, судьба сама подсказывает путь. Когда семья переехала из Нижнего Новгорода в Ленинград, будущий режиссер сразу почувствовал очарование Северной столицы, где ему предстояло прожить всю жизнь. Затем он, с детства книжный мальчик, поступил на филологический факультет ЛГУ. «В моем дипломе написано: «Специалист по русскому языку и литературе (литературный сотрудник газеты)», - хвастался режиссер. Он несколько лет проработал в университетской многотиражке, но затем в обкоме комсомола, где, кстати, в то время работала будущий губернатор Санкт-Петербурга и нынешняя глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, решили укрепить кадры на молодом ленинградском телевидении. Так будущий режиссер в 1956 году стал основателем молодежного вещания Ленинградского ТВ, дорос до главного редактора литературно-драматического вещания.
Но тут – вновь зигзаг судьбы: закончилась эпоха «оттепели», Масленникова отчитывали за «идеологические ошибки», и он ушел, тем более, что как раз увидел объявление о наборе на курсы на «Ленфильме». Так наше кино получило талантливого режиссера. «Попал в кино поздно, в 35 лет, а ведь даже не помышлял об этом!», - смеялся Игорь Федорович.
ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ
Игорь Масленников признавался» «С детства любил рисовать и всегда писал стихи». В студенческие годы занимался академической греблей, до старости ходил на лыжах, бегал на коньках. Написал автобиографическую книгу «Бейкер-стрит на Петроградской», где рассказал о своей жизни с рождения и до 2006 года. Писал следующую, до наших дней. Учил студентов тому, как делать хорошее кино, не терпел экспериментов ради известности. Секрет своего успеха объяснял так: «С самого начала я решил, что буду делать фильмы для людей, чтобы они просто и смеялись, и переживали за героев». И это ему удалось.