Андрей Кончаловский: Юля подарила мне лучшую часть жизни
Режиссеру исполнилось 85 лет. Коллеги-кинодеятели, телевизионщики, театралы подготовили немало сюрпризов
НЕ МЕНЯЮТСЯ ЛИШЬ ДУРАКИ
- Каждый раз, когда говоришь «Наконец-то я понял!», через десять лет думаешь, какой же был дурак. Это значит, одни иллюзии меняются на другие. Что и есть опыт. В двадцать лет - одно, в тридцать - другое. А в семьдесят лет - мысли о том, какой же был наивный в пятьдесят. Мудрость - естественный процесс. Не меняются только дураки, - уверен именинник.
Вот уже больше 25 лет вместе с ним его муза - актриса, телеведущая и кулинар Юлия Высоцкая. Она почти во всех его фильмах и спектаклях. В главных ролях. Любопытно, что дни рождения у супругов «рядом» - между датами всего четыре дня. Накануне собственного праздника Кончаловский трогательно поздравил Юлю:
- Нельзя воспринимать любимого человека рядом как данность. Его существование - настоящее чудо. Юля, ты подарила мне ту лучшую часть моей жизни, когда становится понятно, ради чего живешь, ради чего дети родятся, ради чего идет снег.
Супруга в свой день рождения подхватила коронавирус, и Андрей остался с ней на карантине в Италии, где настигла зараза. Пришлось отменить все юбилейные выступления.
НУЖНЫ И РАСПУТИН, И ЕСЕНИН
Режиссер в отличной форме. Занимается на пару с Юлей скандинавской ходьбой.
- Раньше бегал, но сейчас делать этого не могу - спина плохая, - рассказывает он. - И я нашел способ заниматься гимнастикой. Скандинавская ходьба - уникальная вещь. Работает весь верхний пояс, и сразу тратишь в два раза больше калорий. Скандинавы - лыжники. Лыжи забыли, а палки оставили.
Крепкое здоровье позволяет больше работать. Кончаловский занят сериалом о событиях в России начала XX века. На главные роли ищет непрофессиональных актеров, которые были бы как две капли воды похожи на исторических персонажей. Например, кандидат на роль Ленина должен выглядеть так:
- Высокий лоб, широкие скулы и восточные глаза. Недаром говорят, что в нем была калмыцкая кровь. Характер острый, нервный, въедливый. В каждом человеке живет артист, нужно только помочь ему это осознать. Это я беру на себя.
Кроме Ленина, Андрей ищет государственного деятеля Александра Керенского, сибирского крестьянина Григория Распутина, писателя Максима Горького, поэта Сергея Есенина. Похожи на них - заявляйтесь!
- Если зритель в театре сидит с умным видом, он меня не волнует, - говорит юбиляр. - Хочется, чтобы превращался в ребенка и радовался, пугался, плакал, смеялся. Искусство должно сообщать чувства. Больше ничего.
СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ РУБЛЕВУ
Щедра на фильмы и премьеры «Россия 1».
Телеканал презентовал полную отреставрированную версию «Андрея Рублева». На первый взгляд фильм Тарковского не имеет отношения к Кончаловскому. Но только для непосвященных. Юбиляр был соавтором сценария. Отреставрированную версию доделали как раз к круглой дате.
Картина вышла под исходным названием - «Страсти по Андрею». Идет 2 часа 6 минут, в то время как хронометраж существующей версии - 175 минут. Теперь нет сколов, грязи, так называемого пленочного «зерна». Можно увидеть некоторые вырезанные сцены. Фильм охватывает период с 1400 по 1423 год. История великого иконописца Андрея Рублева разделена на восемь новелл-эпизодов.
Состоялась телепремьера исторической драмы «Дорогие товарищи!». О событиях в Новочеркасске 1962 года. До 90-х годов участники и свидетели трагедии о ней не говорили, потому что дали подписку о неразглашении гостайны. Фильм получил спецприз 77-го Венецианского кинофестиваля.
Вспомнил об этом историческом событии режиссер во многом благодаря жене.
- Юля родом из Новочеркасска, она - донская казачка, - поделился Кончаловский. - Ее дедушка, между прочим, Мелехов. Он, кстати, когда узнал, что Юля решила за меня выйти замуж, думал, речь про Егора. А когда понял, что про меня, ушел на балкон и стал плакать, скрывая слезы.
Еще «Россия 1» показала драму «Рай», историческую эпопею «Сибириада», документальный фильм «Человек неунывающий».
Канал «Культура» порадовал «Дворянским гнездом» и «Дядей Ваней».
ПОКЛОННИКАМ
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ ЖЕНЫ
Театр Моссовета запустил «Неделю Кончаловского».
В фойе можно увидеть профессиональные снимки со спектаклей, которые ставил режиссер. И, конечно, свежую постановку - «Укрощение строптивой». Премьера состоялась в апреле. Действие происходит, как
и у Шекспира, в итальянском городе Падуя. А эпоха - другая: не XVI, а ХХ век.
- Я очень люблю эстетику 20 - 30-х годов, особенно итальянскую, - говорит режиссер.
Главную героиню Катарину играет Высоцкая. Она там рыжеволосая и темпераментная.
«Укрощение строптивой» он уже ставил в 2014 году. Тогда отмечали 450-летие
со дня рождения драматурга. Спектакль шел в неаполитанском театре на итальянском
языке.
В той версии, что идет в Театре Моссовета, перемешаны фарс, водевиль и эксцентрика.
Также показывают еще три спектакля Кончаловского. Во всех занята Высоцкая. В «Дяде Ване» она - Софья Александровна, в «Трех сестрах» - Маша, в «Вишневом саде» - Раневская.
Плюс экскурсия-променад в театральный мир Кончаловского.
И РАЙ, И ГРЕХ
Кинотеатры КАРО c 6 августа по 25 сентября показывают большую ретроспективу фильмов Кончаловского. Причем не только в Москве, но и в Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге и Новосибирске. Крутят ранние и свежие картины - от «Первого учителя», 1965 года, до «Дорогих товарищей», увидевших свет в 2020 году, «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». И, конечно, можно посмотреть «Сибириаду», «Романс о влюбленных», «Курочку Рябу», «Рай», «Грех».
НА ЗЛОБУ ДНЯ
Режиссер высказался об отношениях России и Европы в интервью к своему дню рождения каналу «Россия-24»:
Могу только констатировать, что Россия без Европы проживет. А Европа без России - у меня большие сомнения. Русская нация тысячелетиями жила под санкциями. Эти санкции оттуда (показал наверх. - Ред.). Погода, снег, лето короткое, много чего разного. Сколько нужно энергии, чтобы прожить у нас зиму? В пять, десять раз выше, чем энергетическая стоимость в Европе. То есть у нас все стоит дорого! Усилия совсем другие. Поэтому санкции эти… Выключите, например, электричество в России - ничего не случится.
Гегемония США была прежде всего в гегемонии доллара. После войны он проник всюду. Казалось, что нам от него невозможно избавиться. Это уже кончается, и в этом смысле президент Путин взял на себя героическую, отважную роль. Все, кто пытался ликвидировать господство доллара, пали жертвами: Каддафи, Саддам Хусейн. В этом отношении он проявил колоссальную отвагу. Я думаю, что нет более заклятого врага у империалистов, чем наш президент.
Наверное, очень сложно дать определение времени. Но, думаю, идет глобальная смена мировой парадигмы. Заканчивается эпоха, которая началась сразу после войны. Уходит доминирование англо-саксонского мира, европейской концепции развития общества в том ключе, в каком она существовала в XX веке, капитализм, все эти либеральные понятия. Мир ожидает переформатирование взаимодействия всех культур между собой.
XX век был доминированием европейской культуры, которая стала потом американской. Но это такая парадигма, где другие культуры, которые не менее, а, на мой взгляд, более древние и устойчивые, такие как конфуцианская, индуистская, мусульманская, считались как бы уходящими, и на смену им должен был прийти некий универсальный образ общества.
К счастью, все это не оправдалось, и мировое сознание разделено на великолепно цветущие, по-своему развивающиеся цивилизации. Возьмем Латинскую Америку. Особая цивилизация, которая, конечно, выросла из христианства. Одновременно с этим она несет в себе чувственные, древние, может быть такие ацтекские культуры, темперамент и т. д. Это абсолютно целесообразная цивилизация. Мне кажется, возникает то, о чем мы говорим как о многополярности.
Россия - страна самобытная, как бы ее ни пытались привести к общему знаменателю. С европейским англосаксонским представлением о мире ничего не получится. Мы - дионисийсцы. Мы - из Византии. И этот древний конфликт между Византией, греками и римлянами, латинянами и дионисийцами очень устойчивый.
В частности, Украина в поле такого конфликта уже четыре столетия.
Любой конфликт может выразиться в неких пограничных состояниях. Только великие политики могут увидеть настоящую глубокую причинно-следственную связь. Правильный диагноз - удел лишь гениальных медиков. Лечат все, а диагноз ставят немногие.