Бари Алибасов: Крутейшего солиста присмотрел на фестивале
«На-На» выступит на концерте «Золотой хит». Основатель группы Бари Алибасов рассказал «СВ», какие праздники устраивал в Витебске и как нашел нового исполнителя
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА/kpmedia.ru
КТО ТАКОЙ ПРОДЮСЕР
В 2015 году Бари Алибасова на «Славянском базаре» можно было принять за фотокора. Сидел в первом ряду Летнего амфитеатра и снимал профессиональным фотоаппаратом любимую группу.
- В этот раз поедете на фестиваль?
- Пока по состоянию здоровья не путешествую. На «Славянском базаре» был много раз. Дружу с Беларусью. Прекрасная страна. Теплый и активный зритель.
- Слышала, когда приезжали в Витебск, устраивали грандиозные фуршеты для журналистов, катали их по Двине.
- Это было, по-моему, в 1993 году. Я устроил обед на барже. Угощал вкусными блюдами и радовал сюрпризами. Например, неожиданно взрывались сигареты и патроны.
В разгар веселья подошел журналист и спросил: «Кто такой продюсер?» Я не ответил. Вместо этого раздал бумажки, на которых написал, кто такие продюсер, промоутер, агент, импрессарио. Но, к сожалению, образовательный ликбез оказался не нужен, потому что музыкальная индустрия, которая тогда только зарождалась, превратилась в шоу-бизнес.
- В Беларуси тоже?
- Стали говорить о том, что на «Славянском базаре» зародился институт продюсирования. Я там о нем рассказал. В Советском Союзе о музыкальной индустрии не имели представления. В 1988 году появились ее признаки.
Я решил их пестовать и создал «мальчуковую» группу.
- Много позже в нее вошел Михаил Игонин. Говорят, присмотрели его в Витебске?
- Да, молодого, талантливого, яркого, позитивного. Работал в группе лет пять барабанщиком, на подхвате. Но жил у себя, в Волгограде. Я усиленно искал артистов, которые соответствовали бы образу, который остался с девяностых. Мы поехали в Витебск на «Славянский базар», приглядывался к Мише. Он из семьи музыкантов, и у него было образование. Понравился, и, когда вернулись в Москву, решил застолбить его в группе. Предложил попробовать себя в качестве вокалиста. Позвал на студию звукозаписи. Дал любимую «Скажи зачем и почему». Миша так хорошо все сделал, что второго дубля не потребовалось. И буквально за две недели отправился на гастроли по Европе вместе с ребятами.
МАККАРТНИ УКРАЛ ПЕСНЮ
- А как оповестили о наборе в группу?
- Дал объявление в газете. В стране нечего было есть, и пришли бабушки и дедушки. Голодные. Думали, что слово «кастинг» - это место, где раздают бесплатное питание. Но потом и артисты подтянулись. Агутин приходил. Не подошел, потому что был уже готовым. Исполнял в свойственной ему манере латиноамериканские песни.
- А почему, кстати, «На-На»?
- В 1989 году шел фестиваль Face to Face. Мы участвовали. Группу надо было объявить за два часа до концерта. Олег Марусев (ведущий фестиваля. - Ред.) спросил: «Как представить ребят?» Отвечаю: «Не знаю. Ну, скажи «На-На». Ляпнул то, что ближе лежало. Думал, забудут. А прилипло. «На-На» развивалась. В 1999 году мы уехали в Америку. Пригласил известный продюсер, который 25 лет работал с Элвисом Пресли, Дик Кларк.
В то время телевизионщики прибрали музыкальную индустрию под себя. Стали создавать программы типа «Фабрики звезд». Раскручивали исполнителя и с двумя песнями возили по стране. И не требовалось шоу, затрат. Мы несолоно хлебавши вернулись домой. У меня началась сильная депрессия. Но на ребят в России случился еще больший спрос, и без работы не остались. В России началась эпоха корпоративов.
- Когда ситуация изменилась?
- Думаю, с подачи Филлипа Киркорова. Он был локомотивом в создании больших шоу. И все захотели также. И я в 2010 году сделал программу «Шок-шоу», с которой объехали всю Россию - от Владивостока до Волги. Группа предстала в неожиданных образах. Исполняла песни о суициде, самоубийстве. Это была уже не та веселая «На-На». Мы прошли все. Пол Маккартни украл песню с одноименного альбома Those were the days («Дорогой длинною», на английском языке). Мы записали ее в Париже с местным телевизионным оркестром. А Маккартни зарегистрировал права на себя. И были вынуждены запретить альбом к продаже, потому что песня принадлежала Полу. Кроме того, под опекой семьи короля Таиланда Рамы IX записали альбом на тайском языке. Он имел огромный успех в королевстве, но все рухнуло, потому что менеджер, который занимался проектом, проворовался и его посадили.
ИЗ ХОЛОДНОГО КРАЯ
ПОЛИТОВА ЗОВУ ЧУКЧЕЙ
Помимо Игонина, на фестиваль едут и старожилы «На-на». Один из них - Владимир Политов, который вошел в состав группы в 90-м году.
- Как он появился в группе?
- Я и по сей день зову его Чукча. Приехал из Якутии. Родился в самой холодной точке планеты - поселке Батагай Верхоянского района. Холоднее на земле нигде не бывает. Я люблю представлять, как он ходил в школу. Вместе с другими детьми на поводке, как собачки, чтобы не заблудиться. Оказался в Якутии из-за отца. Тот был инженером северной авиации, и по окончании юридического института туда распределили. Политов пришел на кастинг и прыгал с веником в руке вместо микрофона. Пел «Белые розы» и танцевал под рояль.
ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА
НА СПОР ПРЫГНУЛ С КРЫШИ
Продюсер часто попадает в не самые приятные «приключения».
То жидкое средство для очистки труб от засоров выпьет и еле выживет. Недавно повредил позвоночник и снова балансировал на грани жизни и смерти.
- Бари Каримович, ну как же так?
- Неудачно упал с третьего этажа. Политов с Жеребкиным чуть не угробили. Находились в Калининграде. И поспорил с группой, что спрыгну с третьего этажа Дома культуры. За бутылку водки. Внизу была копна. Думал, легко на стог сена приземлюсь. Мимо пролетел. И прямо в асфальт. Пережил серьезную операцию на позвоночнике. Говорили, до конца жизни останусь прикованным к инвалидному креслу. Больше полугода без движения. Зачем прыгнул?! Бутылку «На-На» так и не отдали.
- Как себя чувствуете?
- Хорошо. У меня режим. Ем все и часто. Сплю столько, сколько нужно. Несколько раз в неделю хожу в бассейн.
- В чем секрет вашего оптимизма?
- Конечно, я страдал. Плакал даже - бывали случаи. Но что поделать. Такой неуемный характер. И родительский код. Мама всегда находила выход из ситуации. Мне было четыре годика. Одежду было не найти. И она из своего халата сшила мне зеленые шаровары на Новый год. Все были поражены.
КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ
«ВЫКОРМЫШ» РАЗИН
Многие завсегдатаи «Славянского базара» вышли из первой группы Алибасова - «Интеграл».
- Роза Рымбаева, например?
- Наши выпускники стали суперзвездами и начали зарабатывать огромные деньги на корпоративах. Тогда же появились первые миллионеры. Одним стал мой выкормыш Андрей Разин. Он начинал в «Интеграле». Когда продавал билеты по шесть рублей на стадион, а там было пять тысяч мест, получалось три миллиона. А зарплата у инженера была 120 рублей. По его следам пошли и другие: Женька Белоусов, Юрий Лоза, Марина Хлебникова с Сергеем Челобановым.