САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Звезды

Автор Юлия Вербицкая

Николай Крупатин: Я решил попытаться выстроить новый мир - помирить аудиторию и музыкантов

Музыкант, продюсер, журналист Николай Крупатин о том, как он создавал «Матрешка Радио» в Лондоне, песнях для Натальи Ветлицкой и Алены Апиной и своей миссии  - в эксклюзивном интервью для «СВ»



ФОТО: Светлана Сушинских

 Первая часть интервью - здесь



«Всю эту историю я задумывал с одной единственной целью - помирить аудиторию с музыкантами»

 - Расскажите, пожалуйста, о своем знакомстве с Владимиром Мулявиным

- Первое мое знакомство с Мулявиным случилось, когда я еще был начинающим музыкантом в Волгограде. «Песняры» приезжали на гастроли, а я тогда был рабочим сцены: мотание проводов, раскладка проводов, настройка, саунд-чеки - в те времена музыканты сами отстраивали звук. И там-то как раз мы услышали историю песни «Вологда»: сначала они рассказали все эти байки про дом с резным палисадом, а потом – что было на самом деле. 

Дальше я несколько раз пересекался с Мулявиным на студиях звукозаписи в Москве. Но это был уже печальный период, когда приходилось уступать место коммерческой попсе: Мулявин или Лещенко чуть ли не бочком- бочком вынуждены были ютиться, потому что звукорежиссерам надо было бабки зарабатывать. И обидно было наблюдать в этот период уничтожение всего того, что сейчас мы пытаемся восстанавливать. 

А у Мулявина профессионализм был колоссальный: он мог просто пальцем ткнуть, сказав: вот здесь не звучит, здесь поправьте, и все споры на этом заканчивались. 

- Наверняка у всех этих программ о белорусско-советской музыке есть миссия? 

- Всю эту историю я задумывал с одной единственной целью.  И в саму музыкальную журналистику я пришел, потому что у меня возник глобальный конфликт с самой индустрией: на моих глазах огромное количество талантливых музыкантов ушли в никуда, не успев даже появиться. И я решил попытаться выстроить новый мир  - помирить аудиторию и музыкантов. Что такое музыка для большинства людей? 

Музыка – это такие лохматые, патлатые, которые там чего-то там поют, иногда прикольно - иди сюда, развлеки нас.  Во всем мире музыка живет для аудитории гораздо шире  - она трехмерна. Почему в большой музыкальной индустрии принято артиста раскрывать для аудитории? Для того, чтобы музыка выходила за пределы всего-навсего мелодии, гармонии и слов, и становилась частью жизни любого человека.

И вот в подкастах я начинаю раскрывать для людей сами обстоятельства появления этой мелодии - взять, к примеру, историю песни «Березовый сок». Песня очень популярная, песня очень застольная, но практически никто не помнит, откуда эта песня взялась. 

- И я не знаю… 

- Эта песня была написана к художественному фильму про водителя, который совершенно случайно попал на международную выставку. Фильм снимался на «Беларусьфильме». Он вместе с командой «МАЗ» был отправлен  в арабскую страну для демонстрации автомобилей, но злодейские буржуи что-то там сделали и наши водители не смогли участвовать в гонке. Тогда обычный техник-механик был вынужден сесть за руль этого МАЗа, и одержать победу в этой гонке. 

Но сама песня была сначала написана для совершенно другого фильма - о разведчиках. И вот когда все это начинает замешиваться в один подкаст, то песня сама по себе раскрывается: всплывают сами по себе советские фильмы, та обстановка. По большому-то счету, мы, жившие тогда за железным занавесом, заграницу видели только по фильмам.


 -  То есть вы как историк музыки, что ли выступаете?

- Да, я рассматриваю историю, но через творчество. Все то, что происходило с нами, и все, что происходит и будет происходить -  все это было уже описано в музыке, которую мы давно любим, но забыли, откуда эта музыка и почему. 

И вот, когда начинаешь раскрывать все слои, то оказывается, что она не то что даже трехмерная, а это кино, по сравнению с которым 3D просто отдыхает. Знаете, какую штуку я еще заметил? Музыкант гораздо эффективнее творит не тогда, когда ему говорят: вот тебе все, делай что хочешь. А именно тогда, когда ему приходится преодолевать какие-то препятствия, как в СССР. 

Николай Крупатин: Я решил попытаться выстроить новый мир  - помирить аудиторию и музыкантов

«После начала спецоперации столько проклятий понеслось в наш адрес…»

- Хочу плавно перейти к истории создания «Матрешка Радио» в Лондоне - насколько я читала в вашем интервью в «Forbes», то ваше радио было прибыльным? 

- Оно как бы и до сих пор им и остается - мы зарабатываем полностью самостоятельно.  «Матрешка Радио» - это коммерческое медиа, его задача – зарабатывать на рекламе, как зарабатывает любое коммерческое медиа. Есть старое маркетинговое правило -  мы создаем аудиторию, угадав все их чаяния, мечты и желания, и потом этой аудитории даем то, что они хотят, в этот же самый момент монетизируя ее рекламными инструментами.

- Расчет был на бизнесменов с высокими доходами и их семьи, а что им нравится? 

-  Они слушают русскую попсу. Им приятно слышать свежее звучание, свежие звуки. При этом мы делаем вкрапления в виде развлекательных и познавательных проектов. Потому что мы понимаем, что, кроме самих бизнесменов, нас слушают также их дети. Так что у нас очень семейное радио. 

Именно поэтому в эфире звучит очень много детских проектов. Сейчас мы вещаем из Москвы,  в Англии никого нет, только рекламный отдел. Мы собирались как раз открывать студию, но после начала спецоперации столько проклятий понеслось в наш адрес… 

 - Еще бы… 

 - Кстати, мы принципиально не рассказываем о политике, мы не политический ресурс. Наши спикеры были, есть и останутся музыканты, начиная от классических, заканчивая современными популярными. И исключительно те, кого мы любим. А любим мы только тех, кто выступает за то, чтобы всех подружить и помирить. А тех, кто всех за то, чтобы всех поругать и поссорить, мы не любим. Такая у нас чебурашкина модель - мы за то, чтобы все были счастливы. 

- Это возможно?

- Это не просто возможно, это на самом деле единственно правильная модель и с точки зрения бизнеса. Потому что, когда человек настроен на то, чтобы все порушить, это неконструктивное состояние. А мы как раз пытаемся создать для людей то самое состояние, в котором им комфортно думать о будущем своих детей, о своем собственном будущем. 

- Я совсем не знаю истории создания «Матрешка Радио» - почему вы сделали его именно в Лондоне? 

 -  Вопросами иновещания я занимаюсь с 2001 года. Когда впервые приехал в Штаты, то услышал в Америке русские радиостанции. Для меня Америка во все времена была, есть и останется местом рождения коммерческого радио. Я тогда думал: вот, приеду в Америку, и наконец-то услышу настоящее радио. 

Приезжаю, таксист включает русскую радиостанцию и на меня начинает литься какой-то откровенный понос. И я понимаю, что на этом пустом поле просто необходимо вырастить хорошее, качественное дерево под названием «русскоязычная радиостанция». 

Стал изучать  законодательство, сначала США, потом Германии и Израиля. А в 2011 году у нас случился день рождения «Евросети» - как рекламщик я занимался разработкой и созданием рекламных компаний для них -  и прокатившись по городу на Темзе, я вдруг понял, что это единственный город, где есть очень много людей, говорящих и думающих по-русски, но нет вообще ни одной русскоязычной радиостанции.

 А потом я обнаружил, что в Англии самое комфортное законодательство для того, чтобы создать подобный продукт и одновременно мне прилетело предложение. 

 - Как вы нашли инвестора? 

- Меня познакомили с одним олигархом.  Я написал для него полностью всю «дорожную карту», нашел партнеров, решил все технические вопросы, а человек в последний момент эмоционально перегорел - ну думаю, не судьба. И как только я так подумал, звонит мне старый друг и говорит: слушай, Крупатин, здесь еще один такой же псих вроде тебя нашелся! Хочет радио в Англии открыть. Давай я тебя с ним познакомлю. И он меня знакомит с Кириллом Комаровым. 

- Это ваш соучредитель?

- Да. Мы с ним засели в кафе на Таганке в 2013 году, он мне рассказал, как недавно приехал из Англии, был на Трафальгаре и смотрел, как группа «Любэ» на всю Трафальгарскую площадь поет «Комбат-батяня», а радио русского в Лондоне все еще нет. Я достаю ноутбук и говорю -  вот, смотри. 

Через неделю мы уже оформляем бумажки, садимся на самолет, улетаем и открываем компанию в Англии. Причем, что называется, в последние двери - только мы регистрируем юрлицо, только получаем банковский счет, как парламент Великобритании принимает решение о запрете открытия счетов нерезидентам. И осенью 2015 года мы запустились!

 - А сейчас оно работает? 

- С начала пандемии, точнее, даже еще с Brexit, естественно, мы получили очень сильный удар - платежеспособность аудитории сильно просела. Но в любом случае на сегодня даже при всех политических катаклизмах радио обеспечивает себя самостоятельно. У радиостанции есть три владельца, все – граждане России. 

«Все песни рождались у меня на кухне»

 - А вся эта «отмена культуры» вас никак не коснулась?

- Поначалу количество проклятий, которые летели в наш адрес, было просто за пределами добра и зла. Не столько даже английских - там же живут очень много литовцев, украинцев. И люди, которые не услышали у нас в эфире проклятий в адрес российского правительства, были возмущены тем, что у нас проклятий этих нет. 

- Вас никто не пытается закрыть? Как в Латвии – за просмотр российского телевидения теперь штрафуют.

- Каждое утро начинается с того, что я включаю эфир, чтобы услышать, что нас не отключили. Но отключить нас не за что. Но на всякий случай я каждое утро перекрещиваюсь: спасибо, Господи, сегодня звучим, сегодня работаем. Потому что, конечно, гарантировать что-то сейчас не может никто. Потому что сломаны все наши финансовые схемы. 

Так что эти месяцы у нас очень валидольные и опять же сейчас я пока не могу говорить о каком-то развитии. Потому что в еще марте месяце мы должны были запуститься эфиром в Штатах…  Но пока мы официально звучим только в Шотландии, в Англии и в Испании.

- Мысли уехать у вас не возникало?

- Возникали. Но не 23 февраля этого года, а как и у всех в девяностые, когда я только занимался изучением вещания в зарубежье. Но сейчас я уже не путаю туризм с эмиграцией. Чем больше узнавал, тем больше понимал, что мое решение дать детям образование в России, было самым правильным решением. Пускай потом уже сами, когда вырастут, будут решать, где они хотят жить. 

- И последний вопрос. Вы писали песни для Ветлицкой и для Апиной. А какие?

- Из того, что прозвучало в эфирах - это «Мальчики» и «Три дня до сентября». Мы там почти целый альбом набрасывали, но Наташа тогда уже уехала. А для Алены Апиной – это песни «Убегу от тебя» и «Маленький кораблик», но это было уже на закате ее карьеры. Я писал очень много музыки для рекламы, для телека, для кино, для сериалов. У Гриши Лепса моя песня  - «Сердце в ладони», он дуэтом пел ее с одной певицей. Антон Макарский поет «Птицы» - мой любимый романс. Группа «Корни», группа «Челси»…

 Для мультфильма «Волшебный орех Кракатук» с Максимом Фадеевым мы писали: половину музыку и песен написал Фадеев, половину музыки и песен написал я. 

В я основном больше занимался саунд-продюсированием: если кто-то еще помнит группу «Пропаганда», то их продюсировал я - все песни рождались у меня на кухне. Я тогда снимал квартиру на Фрунзенской набережной, это было просто супер место. Все местные старушки были в шоке, когда из квартиры вываливался Денис Клявер, а ему на смену шел Женя Чичваркин со своей личной охраной записывать очередной  ролик. В общем, об этом у меня  будет отдельная книга. 

- Вы же наверное, ее уже пишете?

- Пишу. Боюсь загадывать, но надеюсь, что на следующий свой день рождения я ее издам. 


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также