Марк Варшавер: Москва – лучший город на Земле
О самых значимых постановках и забавных случаях из жизни театра директор «Ленкома» рассказал «СВ»
Известна «театральная байка» о том, как на таможне, по возвращении театра «Ленком» из Германии с гастролей, одного известного артиста спросили: «У вас марки есть?» А он ответил: «Да. Есть два Марка - Марк Анатольевич и Марк Борисович»… Два с половиной года назад в легендарном «Ленкоме» остался только один Марк. Директор - Марк Борисович Варшавер. Надежное и верное плечо Марка Захарова. В этом году у заслуженного деятеля искусств России, кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством», лауреата многих театральных премий - три юбилея.
РЕЖИССЕРЫ НЕ ПРИЛЕТЯТ
11 марта Марку Борисовичу исполнилось 75. Российский президент Владимир Путин подписал указ о его награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Творческая деятельность Марка Борисовича длится около полувека. Выучился на актера в Горьком, сыграл ведущие роли в Московском областном драмтеатре. Затем отучился в ГИТИСе на факультете экономики и организации театрального дела и в 1979 году пришел работать в «Ленком», где начинал с администратора. Осенью театру исполнится 95.
- Как отмечаете юбилеи?
- Любовью к театру, как и всегда. Встаю, как обычно, в 5 утра. И занимаюсь делом, которому посвятил жизнь. Юбилей «Ленкома» отметим осенью, 27 октября, заодно отпразднуем мой день рождения. Сейчас не до веселья… К этому случаю будет приурочен театральный вечер «Хрустальная Турандот». Я, кстати, обладатель двух ее статуэток, двух театральных премий.
- Вы с Марком Захаровым были неразлучны. Как живется без него?
- Непросто. Нет больше великого режиссера, и моя задача как художественного руководителя сделать так, чтобы интерес к театру сохранялся. Стараемся, ищем новые имена. С пандемией справились, но сейчас возникли другие сложности. Готовим два новых спектакля, и режиссеры пока не могут приехать. Один - из Германии, другой - из Болгарии. Леонид Трушкин - умница, художественный руководитель Театра Антона Чехова. И чудный Саша Морфов. Художественный руководитель и режиссер Национального болгарского театра. Уже ставил у нас два спектакля: «Визит дамы» и «Пролетая над гнездом кукушки».
РОЛЬ ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ
«Юнона и Авось» - визитная карточка театра. Премьера состоялась в 1981 году.
- Насколько спектакль отличается от того, каким был в золотую пору?
- В роли графа Резанова Николай Караченцов был прекрасен. У него две уникальные роли: Тиль в одноименном спектакле, где он играл с Инной Чуриковой, и Резанов в «Юноне...». Не так давно на эту роль я предложил ввести замечательного актера Игоря Миркурбанова. Едва он открыл дверь моего кабинета, я сказал ему: «Вы - граф Резанов» - «Как?» - Он повернулся, подумал, что говорю это кому-то другому. «Нет-нет, я вам, Игорь Витальевич! Через пятнадцать минут будет висеть приказ о вводе на роль. Вы назначены». Репетировал раз пять-семь всего, но как сыграл! Сумасшедшая, как у Караченцова, энергетика.
ШИКАРНЫЕ ПОДАРКИ
На первом показе спектакля в ДК закрытого Курчатовского института случайно оказался французский модельер Пьер Карден.
- Да, видите это фото на стене? На нем Карден между мной и Марком Анатольевичем. После первого акта «Юноны» он сказал: «Едем в Париж!» И театр отправился на 53 дня на гастроли. Поездку оформили за один месяц! И это - в советское время. Мы показали 37 спектаклей. Карден не остановился и сделал театру еще один подарок - повез весь «Ленком» в Нью-Йорк. Я совсем обнаглел и взял на гастроли всех народных артистов, которые не играли в спектакле, вместе с их женами. Получилось 120 человек. Самой дорогой была дорога, и Карден ее оплатил. В самолете нам подавали такие изысканные блюда, которых мы, советские люди, даже во сне не видели. Конечно, мы ошалели. Карден оплатил не только гостиницу, но музеи и театры дорогущие. Например, билет на Бродвей стоил официально 120 долларов. А в Нью-Йорке тогда и спекулянты были, о чем я даже не мог подумать. Ели с артистами в ресторане, и вдруг подходит девушка. На ломаном русском говорит: «Не хотите посмотреть такой-то мюзикл?» И предложила билет за двести долларов! Конечно, мы не могли себе этого позволить.
СОВЕТ
БЕЗ ПАНИКИ
Директор театра рассказал, как выжить в непростое время.
- Как экономист высшего класса, что рекомендуете делать?
- Главное - не паниковать. Москва - лучший город мира, честно скажу. Тут не может быть нестабильности. Я объездил весь мир. Помню, в Нью-Йорке на Пятой Авеню впервые увидел киоск с мясом - 150 сортов! У нас тогда даже кости были в дефиците. А когда в советские времена я приезжал в Париж, шел на запах кофе. Я все думал тогда: «Почему же у нас не так? Неужели не можем жить так же?» А сегодня все - не хуже, а во многом - лучше, и это здорово! А этот непростой период мы переживем, я уверен!
КУРЬЕЗЫ
ВСЕГО РАЗ ЗАТЯНУЛСЯ
В «Хоакине» блистал великолепный Александр Абдулов. Благодаря его проделкам Варшавер бросил курить.
- Помню один случай - мне тогда было 50 лет и я работал заместителем директора театра. Входит Абдулов ко мне в кабинет, глаза горят: «Марк Борисович! Давайте бросать курить!» Я ответил: «С большим удовольствием. Как вам пришло это в голову?» - «Мне подарили антиникотиновые пластыри. Крепишь такой на руку, и уже завтра курить не хочется». И Абдулов снабдил меня ими. Следом в кабинет заходит Янковский - Олег тоже курил, затем - Джигарханян. Все тоже получили по пачке. Проходит два часа, и кто-то мне докладывает: «В туалете Янковский с Абдуловым курят!» Говорю: «Попросите, пожалуйста, зайти ко мне». Заходят. Говорю им: «Как же так? Вы же меня «втравили» в это дело, я уже два с половиной часа не курю. И не буду!» Абдулов в ответ: «Марк Борисович, я только один раз затянулся». Янковский: «А я перешел на трубку». В итоге из нашей компании больше не курили два человека - я и Армен Борисович.
СОЦПАКЕТ МЕЧТЫ
КАЖДОМУ – ПО КВАРТИРЕ
- Говорят, что в «Ленкоме» у артистов и персонала жизнь - малина. Так ли это?
- Стоимость комплексного обеда до последних двух месяцев была 150 рублей. Теперь - триста. Утром в буфете дают бесплатную кашу, три вида, на выбор, на молоке и масле. У нас в театре есть и оздоровительный комплекс - мы построили его внизу вместо бомбоубежища. Недавно нас поругали за это: оказывается, бомбоубежище должно таковым оставаться. Но я не мог допустить, чтобы помещение пустовало, и уже 20 лет там находится сауна, тренажеры. Еще актеры прикреплены к одной из лучших в Москве поликлиник - поликлинике Минэкономразвития. Там лечатся 135 человек. Построил дачу (показывает альбом с фото). Посмотрите, с одной стороны фотография полуразвалившейся избы, с другой - современного комфортабельного коттеджа со всем техническим оснащением. Практически за копейки там круглый год живут работники театра. На строительство ушло восемьдесят миллионов рублей внебюджетных денег. Сами заработали.
- И квартиры даете артистам?
- Да, 82 квартиры получили артисты от театра. Но это было во времена Лужкова - тогда Юрий Михайлович помогал. Время было немножко другое, и мы просили у него жилье. Он выделил место под строительство двух домов. В этих домах живут, например, наши артисты Антон Шагин, Татьяна Кравченко.
- Что заставляет вас создавать такие условия для жизни людей в театре?
- Стимул - это человек театра. Я не ставлю себе цель, чтобы про меня сказали: какой Марк Варшавер хороший! Я здесь для того, чтобы помогать людям. Это моя обязанность.